Фильм «Санктум»: Ушли за водой
«Санктум» - это почти двухчасовое блуждание по глубокой пещере, с узкими проходами, мутной водой, заканчивающимся кислородом и гаснущими фонариками. «Санктум» - это фильм, который людям, неравнодушным к замкнутым пространствам, вряд ли стоит смотреть. Уж что-что, а замкнутое пространство австралийскому режиссеру Алистеру Грирсону удалось. Под конец даже самым стойким могут мерещиться и кессонная болезнь, и асфиксия, и приступы паники.
Эта картина основывается на реальных событиях. Подобная история, когда группа дайверов оказалась под водой, отрезанной от всего земного мира, и два дня была вынуждена искать путь наверх, произошла около 20 лет назад с одним из сценаристов – Эндрю Уайтом. И фактически «Санктум» - это красиво и дорого снятый пересказ этого случая.
Алистер Грирсон не увлекается экспериментами с расстановкой сил для подобного рода сюжетов. Негласным лидером команды выживающих становится самый опытный из всех дайвер и спелеолог Фрэнк (Ричард Роксбург). Он почти всю жизнь провел в пещерах, поэтому ему проще, чем остальным, в случае необходимости утопить своего друга, чтобы облегчить тому предсмертную агонию. Правой рукой Фрэнка становится его сын Джошуа (Риз Уэйкфилд): по традиции, до этого случая они не очень ладили, а общая беда сблизила. Есть обязательно и девушка – Виктория (Элис Паркинсон). Она, разумеется, оказывается наименее приспособленной к выживанию под водой. Все отрицательные качества в себе концентрирует жених Виктории, спонсор всего этого масштабного исследования пещеры Карл (Йоан Гриффит). По законам жанра, его приступы паники выплескиваются на Фрэнка в виде агрессивной физической атаки. И, всё по тем же законам жанра, он сходит с ума. От скучных диалогов спасает то, что фильм все-таки про дайверов: они много времени проводят под водой, в масках и говорить в этот момент не могут.
В кинотеатры зрителей на «Санктум» заманивают именем Джеймса Кэмерона. Он – один из продюсеров. Многообещающе выглядит и пометка «3D» - на афишах и в трейлере. Но всё это снова оказывается не более чем маркетинговой уловкой. Подводные и пещерные виды вряд ли что-то потеряли бы, откажись авторы картины от обязательных для просмотра неудобных очков.