Фильм «Шерлок Холмс: Игра теней»: За город, к цыганам!
Это действительно сумасшедшее кино. В нём гарцуют, приплясывая, простреленные деревья, голый Майкрофт Холмс и разноцветный табор.
Премьеру предыдущего «Шерлока Холмса» от Гая Ричи вполне можно отнести к фильмам 2010 года – в мире она была запущена 24 декабря, в России – 31 декабря 2009 года. А значит, имеем полное право сказать, что (скоро уже позапрошлый) 2010 год подарил нам сразу две новые интерпретации историй Конан Дойля, которые заслуживают практически одних только одобрений. Вторая – конечно, «Шерлок» с Бенедиктом Камбербатчем, второй сезон которого стартует 2 января на Первом.
Новый «Холмс» поставлен по нескольким рассказам Дойля, пожалуй, главный из которых – «Последнее дело Холмса», в котором он как бы погибает в водах Рейхенбахского водопада. Здесь Ричи позволил себе объёмно написать образ Майкрофта Холмса (что может быть объёмнее голого Стивена Фрая?), красивыми штрихами обозначить чувства Шерлока к Ватсону и Ирен Адлер и – навзрывать, нагреметь и заставить главных героев практически добегаться до инфаркта.
Если первый «Шерлок» Ричи был взрывным, скандальным, эпатирующим, но еще хотя бы изредка сдержанным, то новый – совершенно уверен в своем наглом поведении. Тормоза отпущены, в едином поцелуе слиты засланные казачки, цыгане, бойцовые петушки, будущие фашисты, шотландские волынщики, превращающийся в мебель Холмс и очень пьяный Ватсон. Дауни – привычный Дауни, человек-скепсис и человек-фейерверк. Лоу, похоже, нашел роль своей жизни. Ватсон — поразительно его персонаж, и теперь это видно особенно. Ко второй части они превратились в идеальный дуэт, обменивающийся очень громко говорящими взглядами и жестами, и это ужасно здорово.
Профессором Мориарти могли стать Бред Питт или Гэри Олдман, и тогда, конечно, это было бы совсем другое кино, на котором девичьим сердцам ничего не оставалось бы, кроме как окончательно разорваться. Но на эту роль был выбран Джаред Харрис, а потому сердца остаются всецело за Дауни-Лоу, а мы все равно можем наблюдать довольно яркого и коварного Мориарти. Который покажет Шерлоку, что иногда шахматы – хуже всякого мордобоя.
Выглядит всё это безобразие очень круто. Англия Гая Ричи – настолько же классическая, насколько вздорная и порочная, но безусловно одно – весьма красивая. Вовремя включающееся слоу-мо, когда из пушки по Холмсу, Ватсону и дружественной им цыганке лупят те, кто потом ввяжется в Первую Мировую войну: снаряды отправляют деревья в непилотируемый полет и свистят над головой и не только, и все это – под нечеловечески прекрасную музыку Ханса Циммера.
Что можно действительно предъявить новому «Шерлоку», так это то, что в постоянной возне, беготне и феерической стрельбе по воробьям очень легко потерять скроенный из сотни кусочков сюжет. Но, право, это не особенно его и портит.
Резюме: бесстыжая, карнавальная, бесконечно далекая от оригинала и очень обаятельная экранизация.