Фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1»: Не такое уж и темное дело

\\Александра Закирова

Разговор о новых «Сумерках» вполне можно начать вот так: отныне во всех светофорах города зеленый цвет заменили на синий.

Хотя, пожалуй, это сказать будет легче, чем то, что я сейчас напишу. Итак (выдохнули), с четвертого захода сумеречная сага наконец стала хорошим кино. Думала ли я когда-нибудь, что буду всерьез хвалить «Сумерки»? После утомительных предыдущих трех частей — с их бесконечными надрывными диалогами, голыми мужиками в лесу и раздражающей (что, конечно, лучше, чем «не вызывающей никаких эмоций») Кристен? Чуден промысел судьбы!

Эта сказка начинается с того, чем сказки обычно заканчиваются: со свадьбы и ребёнка. Выбор между живым волком и бессмертным вампиром сделан, на свадебное торжество приглашен весь вампирский цвет. Первая треть фильма местами даже похожа на старую добрую свадебную комедию: трогательные и смешные речи родственников, неловко чувствующий себя в парадном костюме папа невесты (очень славный Билли Берк), «какая свадьба без драки» и передаваемая из поколения в поколение прабабушкина брошь. В книге первую брачную ночь религиозная Стефани Майер описывать, конечно, не стала. Зато режиссер Билл Кондон развернул ее и в пучине морской, и в уютном бунгало – с таким наглядным размахом, что становится вполне понятно, почему Эдвард (Роберт Паттинсон) отвергал все былые приставания Беллы (Кристен Стюарт).

Вообще-то Кондон – спец по средней руки триллерам. Более-менее на слуху из его работ разве что второй «Кэндимен» - один из последних представителей салонного видеохоррора. Надо сказать, что из ужасов класса «Б» Кондон взял для новых «Сумерек» лучшее.

Во-первых, он не забыл прихватить все самое трэшевое и запоминающееся из прошлых серий: голых мужиков и раздражающую Кристен, ха-ха. Оборотень Джейкоб (Тэйлор Лотнер) у Кондона торс обнажает лишь раз, в первые пять минут фильма, причем совершенно оправданно. Беллу режиссер делает просто головокружительно жалкой и отталкивающей — настолько, что этот новый для неё образ раскрывает в ней хоть какие-то актерские грани. Серая, костлявая, притянутая книзу огромным животом, умирающая, в конце концов, - впервые на экране она выглядит безусловно живой. И даже Эдвард впервые фигурирует на экране не только как реклама каких-нибудь джинсов и парфюмов, но и как объемный персонаж, способный и к любви, и к ненависти.

Во-вторых, у Кондона есть тонкое, хм, чутье на кровь. Хорошо, что есть режиссеры, помнящие лучшие фильмы ужасов восьмидесятых-девяностых и не стесняющиеся, например, вовремя пустить в кадр реку крови или сделать курганчик из мертвых тел. Или (внимание, спойлер! Если вдруг вы не читали книгу, конечно) со вкусом распотрошить главную героиню, перемазав ее партнера с головы до ног в красной краске. Не знаю, как ты, мой читатель, а я очень соскучилась по крови в триллерах, пускаемой не только без промедления, но еще и с чувством.

Параллельно с этим в фильме есть обязательные, но не навязчивые постулаты, без которых в экранизациях Майер не обойтись: выбор между семьей и справедливостью, любовью к женщине и ребенку, традицией и, скажем так, инновациями. В конце, конечно, оказывается, что все можно совмещать; а то мы не догадывались. Чувств в этих «Сумерках» куда больше, чем разума, и это круто, потому что в предыдущих не было толком ни того, ни другого.

Итог: яркая, напряженная драма — два часа на самом краю зрительского кресла.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
17 ноября 2011

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх