Фильм «Телохранитель»: Чисто английские убийства
«Телохранитель» Уильяма Монахэна (сценариста «Отступников) – в меру легкое и не в меру изящное кино про непростую жизнь современных английских гангстеров. По законам жанра, тут есть всё, что должно быть в фильме про непростую жизнь современных английских гангстеров: чай с молоком, строгий костюм, бифштекс с кровью, пистолет с глушителем, герои в наркотическом опьянении, особняк со старым запущенным садом и неподобающе веселый саундтрек. И тем интереснее, что сам режиссер «Телохранителя» – американец.
Главный герой дебютной режиссерской картины Монахэна – Митчелл (Колин Фаррелл). Он только вышел из тюрьмы после трехлетнего срока и теперь изо всех сил пытается стать хорошим. Так, Митчелл почти в тот же вечер спасает незнакомую девушку от уличных бандитов и переживает за здоровье эксцентричной сестры, которая не должна пить лекарства с алкоголем, но пьет. Идя на поводу у своего стремления избавиться от бандитского прошлого, Колина Фаррелла хватается за первую попавшуюся работу. Экзальтированная кинозвезда Шарлотт (Кира Найтли) живет в особняке с облезлыми стенами: она боится выйти из дома даже в собственный сад – ее везде подстерегают папарацци. Чтобы было кому защитить ее, если вдруг назойливые журналисты перелезут через стену, Шарлотт нанимает телохранителя – Митчелла. Впрочем, этот бывший гангстер как телохранитель себя особо не проявил: ни разу ни один папарацци не перелез через забор, а сам экс-заключенный по примеру Шарлотт прячется от телеобъективов в беседке.
Уильям Монахэн нарочно впутывает в свою киноисторию огромное количество персонажей, вплоть до шотландского волынщика, играющего на похоронах, и доброго доктора-индуса, помогающего всем униженным и оскорбленным. И также нарочно он заставляет своих героев разговаривать не целыми фразами, а только их обрывками, чтобы к середине фильма зритель уж точно устал соединять в голове всё, происходящее на экране. Уильям Монахэн в «Телохранителе» и сам выступает в роли опытного гангстера: он со знанием дела расставляет ловушки для зрителей, путает следы.
Эту картину следует воспринимать как игру. И в первую очередь, как игру со смыслами, игру в цитаты, повторы, пародию. В общем, это всё то, к чему приучил зрителя Квентин Тарантино. Поэтому, например, бесчеловечные убийства здесь происходят под веселый саундтрек из песен 60-х, главного бандита в «Телохранителе» сопровождают совершенно чудесные фрики-охранники, а дворецким при кинодиве Шарлотт служит постоянно накуривающийся под бормотание старого радио Джордан (Дэвид Тьюлис).
В противном случае «Телохранитель» Монахэна покажется скучнейшим не то триллером, не то драмой, не то комедией, в котором куча мало связанных друг с другом персонажей, вырванных из контекста историй, тощая Кира Найтли и Колин Фаррелл с одной и той же глупой улыбкой на лице.