Фильм «Три дня на побег»: Образовательный процесс
Картина Пола Хаггиса «Три дня на побег» могла бы стать сложной психологической драмой о превратностях судьбы, о необходимости однажды растоптать не только собственное я, но и универсальные законы вроде «Не убий» или «Не укради». Но не стала.
«Три дня на побег» - это история об одной американской семье. Как-то утром в дом Бреннанов врываются полицейские – по подозрению в убийстве они арестовывают Лару Бреннан (Элизабет Бэнкс). Ее вину в скором времени считают доказанной: приятной блондинке средних лет грозит пожизненное заключение. На свободе Лару ждут сын Люк (Ти Симпкинс) и муж Джон Бреннан (Рассел Кроу). Он-то, отчаявшись добиться справедливости законными методами, однажды и начинает планировать побег своей жены из тюрьмы.
Надежды фанатикам экзистенциальных драм подала встреча Джона Бреннана с профессиональным заключенным. Он семь раз сбегал из тюрем. Его главное наставление преподавателю из колледжа – ответить самому себе на вопрос, сможешь ли ты совершить преступление (убить, своровать или что-то еще). На пару секунд, кажется, герой Кроу задумался.
Но душевные метания, сомнения, переживания и вообще любые эмоции, которые свойственны законопослушному гражданину, решившемуся нарушить закон, Пола Хаггиса практически не занимают. Где-то за пределами сюжетной линии оказывается, например, ответ на вопрос, как и в какой момент преподаватель литературы, рассказывая о «Дон Кихоте», приходит к мысли организовать побег из тюрьмы. Не нашлось места в картине и истории превращения Джона Бреннана в хладнокровного убийцу, застрелившего двоих человек, укравшего рюкзак денег и спалившего чужой дома. В одной сцене он неуверенно берет пистолет из рук продавца, а в другой – и глазом не моргнув, нажимает на курок. При этом во внешности героя Рассела Кроу нет ничего ни геройского, ни решительного, ни даже мужественного. Он – обрюзгший американец в старом растянувшемся свитере и мешковатых штанах.
Психология Хаггиса не интересует. В центре его внимания – техника побега и подготовки к нему. Поэтому он заставляет Джона Бреннана, вооружившегося Интернетом, кусачками и напильником, учиться по роликам с YouTube взламывать машины, делать универсальные ключи и врать полицейскому, глядя ему прямо в глаза.
Кульминацией фильма становится побег – сначала из тюрьмы, а потом и из страны. Пол Хаггис использует проверенный, но по-прежнему эффектный прием: запускает параллельно два процесса – сам побег и работа полицейских, пытающихся поймать всю эту семейку Бреннанов. Действительно захватывающие, динамичные сцены, в которых для зрителя до самого конца сохраняется интрига, кто кого перехитрит, окажется быстрее и сообразительнее.
«Три дня на побег» - двухчасовая картина, в которой все самое интересное создатели оставили на финальные 15 минут.