Фильм «В сердце моря»: Это всего лишь кит
На экраны выходит фильм от любителя снимать фильмы на основе реальных событий, режиссера «Гонки» и «Игр разума» Рона Ховарда — «В сердце моря». И если с романом «Моби Дик» Германа Мелвилла это творение вас вряд ли ознакомит, то с историей о человеческом подвиге, животных инстинктах и китобойным промыслом дней минувших — вполне.
И у произведения американского романтизма, и у фильма одна историческая основа — случай с китобойным судном «Эссекс», атакованным гигантским китом в Тихом океане. Но во втором случае перед нами предстает рассказ в рассказе: Мелвилл (Бен Уишоу) приходит к последнему выжившему члену экипажа корабля (Брендан Глисон, знакомый вам по «Залечь на дно в Брюгге», «Гарри Поттеру» и др.), чтобы тот исповедался ему, поведав историю о страшных морских приключениях. В ней мы встречаемся с Крисом Хемсвортом (сыгравший героя комиксов о Торе) — старшим помощником капитана Оуэном Чейзом, Бенджамином Уокером («Авраам Линкольн: Охотник на вампиров») - капитаном Джорджем Поллардом, Киллианом Мерфи («Темный рыцарь: Возрождение легенды») – вторым помощником капитана Мэттью Джои. Они и другие члены команды отправляются в дальнюю дорогу за китами и их весьма дорогими запчастями — китовым жиром. Как и в оригинальной истории, для кого-то охота станет последним приключением.
Если Герман Мелвилл наполнил свой роман библейскими смыслами, сделал из трагической истории достоверную энциклопедию китобойного промысла, то Рон Ховард снял картину о людях: о трагедии сильных духом, мужской работе и непокоренной природе, которая испытывает сильный пол с первой до последней минуты странствия. Отсюда — яркие характеры: упрямого, прямолинейного Оуэна и строгого и скупого на эмоции Джорджа. Здесь режиссеру удалось достичь важного: показать зрителю, что перед лицом голода и близкой смерти каждый из нас выглядит одинаково. Миром все-таки правят животные инстинкты и базовые потребности, задающие линию поведения главных героев. И не важно, какой век стоит на дворе: 19 или 21.
Не менее важным в этой истории является кит. Сложно не внести в список действующих лиц махину, созданную командой во главе с продюсером визуальных эффектов Лесли Лерманом. Умудренный опытом не самых приятных встреч с человеком кашалот — испытание для команды и главное сюжетообразующее звено. Вообще интересно, что каждый раз, когда динамика пропадает, Рон Ховард, кажется, жмет на кнопку под названием «Кит», чтобы действие снова ускорилось, а зрителя не укачало до полусна на океанских волнах.
Безусловно, команде создателей удалось добиться потрясающей реалистичности. Судно, быт китобоев, сцены жестокой охоты, толкающий на аморальные поступки голод, вершащий историю кит — все это так правдоподобно, мощно и местами натуралистично-отвратительно, что нельзя не похвалить. С другой стороны, не совсем ясно, что в этой истории есть кульминация — звенья сюжета стыкуются, но выделить главное среди них сложно. Вас держат в постоянном напряжении, но чувство катарсиса не наступает даже в финальных титрах. Возможно, все дело в акцентах: стоило разъяснить зрителю, какая сцена — самая важная, а какие важны лишь для общего повествования. Общее впечатление от картины получается каким-то мутным.
Так или иначе, а посмотреть на отличный актерский состав, сочную картинку в кино стоит. И хотя к роману Германа Мелвилла режиссеры обращаются не в первый и не в третий раз, эта попытка должна занять место в вашем списке просмотренного.