Фильм «Вий»: Поднимите мне рейтинг

\\Александра Закирова

Еще неделю назад, на «Чемпионах», сидя в кинозале, я не могла сложить два и два по поводу российского кино.

Загадка в том, что совершенно непонятно, каким образом в стране с сильнейшими кинодебютами (прошлогодние «Интимные места» Меркуловой и Чупова, прошлогоднее же «Горько» Жоры Крыжовникова) и, соответственно, массой талантливых кинематографистов, получилось, что массовое кино отдано в руки людям, подходящим к киноматериалу с изяществом дровосека.

Гоголевская история ужасов в новой интерпретации, которую Степченко снимал с 2006 года, обрастает английским ученым, предельным эротизмом и массовыми галлюцинациями. И хотя «Вий» по своей культурной ценности не блистательнее «Чемпионов», но обладает парой преимуществ, которые позволяют высидеть два часа российского хоррора с достоинством.

Во-первых, «Вий» то и дело цитирует на все лады мировой кинематограф, а это хоть и бессовестно (и не очень помогает «Вию» стать хорошим кино), зато нескучно. Собственно, режиссер Степченко в 2004 году и дебютировал с пересмешнического фильма «Сматывай удочки», который намеренно снимал по тарантиновско-гайричиевским канонам. «Вий» же, поданный через цветовой фильтр «Сонной лощины», передает приветы то «Дракуле Брэма Стокера», то «Ван Хельсингу», то вывалит на стол охапку фантастических существ, являющихся седьмой вырожденческой водой на киселе существам из фантастических миров Гильермо дель Торо.

Во-вторых, «Вий», намеренно или нет, выруливает на предельно антиклерикальную дорожку. Не далее как на этой неделе на «Рождественских встречах» в правительстве протоиерей Чаплин попросил власти защищать церковь от богохульных нападок со стороны культуры и запрещать, например, неподобающие спектакли. А в «Вие», на минуточку, мы имеем артиста Смолякова в роли немытого воинствующего попа-мракобеса, чуждого науке и прочему просвещению. С умыслом или нет, но по уровню антипатии к церкви Степченко вполне сравнялся с раннесоветской пропагандой – его попа хочется давить каблуком, и именно этот герой здесь – самый зубодробительный и яркий.
Что еще. Ах, да. Панночка в новом «Вие» красивая, не поспоришь.

Резюме: не ставшая русской «Сонной лощиной» картина, внезапно рассказавшая почти все о современных тенденциях в отношениях церкви и общества.

Александра Закирова
31 января 2014

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх