Фильм «Время первых»: Ностальгия и героизм
Киноновинка этой недели — фильм от снявшего «Черную молнию» и «Елки» режиссера Евгения Кисилева и продюсера Тимура Бекмамбетова на ракете умчит вас на пятьдесят лет назад. И если космические подвиги времен СССР вдохновляют вас и заставляют сердце биться чаще, это хороший повод для похода в кино.
О сюжете. Холодная война — двигатель прогресса 60-х — благотворно сказывается на отечественных попытках освоения космоса. Утирать нос Америке отправляют доблестных летчиков — упорного и чуть сурового Павла Беляева (Константин Хабенский) и лишенного страха и жутко обаятельного Алексея Леонова (Евгений Миронов). Задача максимум — впервые в истории выйти в открытый космос и выжить, но, как известно, инженерная спешка может внести свои коррективы в событие мирового масштаба.
Отправляясь на фильм, стоит уяснить — сравнивать с «Гравитацией» Альфонсо Куарона отечественную новинку не стоит. Да, космос в новинке предстает не менее суровым и равнодушным к маленькому человеку, но этим список родственных связей двух кинолент исчерпывается. «Время первых» — фильм не о том, что внеземное пространство недружелюбно, а о том, что мириться с этим в условиях не менее суровых 60-х никто не собирается.
Есть ли в героическом фильме что-то хорошее? Безусловно, в первую очередь — исполнители главных ролей. Хабенский, Миронов, сыгравший главного инженера Сергея Королева Владимир Ильин — проверенный временем звездный состав отечественной сцены не сдает позиций. А если учесть, что тот самый Алексей Леонов стал главным консультантом фильма (кто расскажет лучше о том, как оно было на самом деле?), вопросов к достоверности (пусть и по-киношному приукрашенной) не возникает. Но дело все в том, что великолепная тройка — не единственные на съемочной площадки.
Остальные персонажи картины — от группы советских конструкторов до жен космонавтов — донельзя картонные. Их диалоги, над которыми трудилась туча сценаристов, скучны, искусственны и больше смахивают на дешевую кукольную бижутерию, чем на украшения в ювелирной витрине. Потому и фильм продолжительностью более двух часов хочется урезать, выкидывая лишнее и оставлять не в тени лишь не лишенные юмора и жизни разговоры космонавтов и их наставника. В корзину отправляются и вызывающие зевоту детские флешбеки юного Леонова.
Не до конца понятна и основная мысль киноновинки. С одной стороны, до зрителей максимально понятным языком доносят мысль о величии подвига русского человека советской эпохи. С другой, постоянные шуточки о сырой миссии, цепочке неприятностей и о прочих идущих через пень колоду событиях оставляют вас в подвешенном состоянии. Хорошо или нет, что на не до конца готовой к полету и удачному приземлению ракете полетели советские космонавты — ответа на этот вопрос в фильме нет, а значит нет и морали, и образной законченности.
Так или иначе, «Время первых» очень похоже на красивую открытку из прошлого и лишнее напоминание о том, что человечеству давно пора заняться более важными делами — отвлечься от междоусобиц и задрать голову к небу. Жаль только, что в день премьеры за приключениями Хабенского и Миронова вместе со мной наблюдал далеко не полный зал. У вас еще есть время, чтобы исправить это и вынести свой (надеюсь, не слишком строгий) вердикт.