Фильм «Я не знаю, как она делает это»: Из чего сделаны мамы?
Можно ли одновременно быть заботливой мамой и женой и болтаться по командировкам, прыгая из самолета в самолет? А можно ли снять об этом небанальное и незанудное кино?
Вопрос, который ненавидят бизнесвумен и обожают посредственные журналисты, звучит примерно так: «Трудно ли совмещать карьеру и личную жизнь?» Ни разу не слышала и не читала, чтоб о таком спрашивали мужчин. Вопрос этот подразумевает, во-первых, редкость такого удачного совмещения, во-вторых, наличие какого-то мудреного секрета, который возможность этого совмещения открывает.
Секрета, как правило, нет. Ты просто делаешь то, что тебе нравится, и у тебя это получается – и если ты получаешь равное удовольствие от дома и от начальницкого кабинета, будет тебе счастье и время для всего найдется.
«Я не знаю, как она делает это» — кино как раз о женщине, которая не может получить чувства удовлетворения ни от дома, ни от работы. То, что действительно приводит в восторг героиню Сары Джессики Паркер, на сленге называется «движухой». Ей нравится жонглировать ситуациями, сложными задачами, пунктами в ежедневнике. А проблема Кейт состоит в том, что далеко не все, чем она жонглирует, «приземляется» в итоге целым. Кейт не умеет говорить «нет» ни няне, ни боссу. Поэтому няня назначает первую стрижку ее двухлетнему сыну, поэтому босс считает правильным посылать ее в командировки на выходных и даже в государственные праздники. Вполне логично: человек не возражает, стало быть, распоряжаться его временем и расписанием можно как угодно.
Картине немного не хватает динамичности, смелости, оригинальности приемов – но в жанре семейной комедии она смотрится вполне достойно. Фильм снят в формате реалити-шоу, в котором никакого реалити-шоу нет – навскидку я могу вспомнить, например, примерно так же сделанный мультфильм «Лови волну». Здесь тоже есть проговариваемые на камеру мнения подруг и недругов Кейт, а также ее собственные пояснения к нелепым ситуациям, в которые она попадает.
В отличие от оператора широкоформатного «Секса в большом городе», Стюарт Драйберг знает, как в выгодном свете представить Сару Джессику Паркер: в некоторых эпизодах она почти очаровательна. И это несмотря на то, что героиня ее далека от секс-иконы: она неуклюже поправляет чулки в самый неподходящий момент, вычесывает вшей на важном совещании и носит серое пальто, похожее на гроб. Герой Пирса Броснана — одинокий топ-менеджер, пытающийся увести Кейт из семьи. Для Броснана эта роль экспериментальна и на удивление удачна — не припомню его в качестве комедийного актера.
Несмотря на то, что это комедия, большинство женщин уйдут с сеанса глубоко задумавшимися о том, а получается ли у них все это: смело возражать, уделять внимание детям, не забывать о прическе, пополнять нули на банковском счете. Основная проблема общества, переставшего быть традиционно патриархальным, в фильме сформулирована матерью Кейт: «Раньше мы знали – если не оплачен счет, то виноват муж, если плачет ребенок – виновата я. У вас же везде беспорядок, но никто ни за что не отвечает». Вернуть женщину в пещеру, к очагу уже невозможно. Но необходимости очага у нее никто не отнимал. Решения – как сделать так, чтобы ни семья и ни карьера не страдали – фильм не дает. Хотя подсказывает: можно просто не стараться работать на износ дома и в офисе, вот тогда и освободится время для маленьких радостей.
Резюме: негениальная, но трогательная комедия о том, что даже бешеным трудоголикам нужна семья.