Фильм «Ёлки 2»: Встретимся под курантами

\\Александра Закирова

Радикально разнятся подходы к новогоднему-рождественскому кинематографу в России и «у них». Западное Рождество – это история с непременным хэппи-эндом, нетрагичной романтикой и изрядной долей житейской мудрости, обычно заключающейся в нехитрых выводах вроде «нужно идти навстречу своему счастью, не бояться открыть сердце, поверить в сказку, а еще лучше – творить сказку своими руками».

Русское новогоднее кино новой формации – это творческий капустник, получившийся при попытке сказать примерно то же самое: если сказка, то своими руками, невозможное возможно, твоя жизнь – твои правила. Но формат капустника, заданный даже не «Старыми песнями о главном», а еще советскими «Голубыми огоньками», не дает выйти на рабочие киномощности. Всё как бы понарошку. Все собрались на сцене, чтобы станцевать любимые номера, но из-за кулисы виден край ящика с мандаринами, а в фойе уже разливают шампанское и громко матерятся.

Вот, кстати, да. «Ёлки-2», как и «Ёлки», - это как бы такой обязательный бокал, который необходимо разлить под приятную речь президента и выпить под бой курантов. Шампанского, которое, по-честному, мало кто любит, но все пьют, которое имеет быстродействующий и быстро забывающийся эффект – и на смену которому обязательно придут нормальное вино, трэш-водка или изысканный коньяк.

«Капустное» впечатление возникает из-за желания создателей фильма «оновогодить» всех, всех, всех, в результате чего каждому отдельному персонажу достается только огрызок сюжета. Ну, понятно, новогодний вихрь, калейдоскоп, яркая праздничная мозаика – но всему же должен быть предел. Я не знаю, кого в этом фильме нет, потому что тут есть все: одинокие старики и старушки, влюбленные пенсионеры, школьники, чеченцы, депутаты, бизнесмены, провинциалы, солдат, певица, мужья и жены, пассажиры терпящего бедствие самолета и Безруков.

Чехарда случайностей, довольно красиво сыгравшая в первых «Ёлках», в этой мешанине путается, теряется и становится окончательно неправдоподобной. Уловить за хвост цепочку событий, которая каждого из героев приводит к счастливому Новому году, почти невозможно, да её как таковой, в отличие от первого фильма, и нет. Просто всё у всех получается – и за это как бы надо радоваться. С некоторыми линиями радоваться даже получается, а вот некоторые откровенно провальны – как, например, история о блудном папе, вернувшемся домой под Новый год в костюме Деда Мороза. Посмотрите – такой нещадной лобовой эксплуатации популярной и больной темы я давно в отечественном кино не видела.

Насколько было интересно наблюдать за раскрытием Урганта как актёра в «Высоцком», настолько грустно смотреть, как он закукоживается обратно в узкие рамки обычных для себя ролей. Зато в «Ёлках-2» есть замечательный, ужасно смешной Куценко в костюме дракона – ему достались самые весёлые, пожалуй, реплики. Трогательная линия и хорошее её воплощение у Владимира Меньшова и его маленького коллеги, охраняющих двадцать лет никому не нужный аэродром в тайге.

Естественно, как и практически любую продюсерскую продукцию центральных каналов, «Ёлки» глазам не скучно смотреть: в кадре всё живёт, двигается, блистает и переливается, жить торопится и чувствовать спешит, как в ток-шоу в прайм-тайм. Но одно, конечно, дело – глазам, а другое – голове. Впрочем, с другой стороны, Новый год – не всегда уместное время для включения головы.

Резюме: русское новогоднее кино, громкое, яркое, удалое и дежурное.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
15 декабря 2011

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх