Фильм «Заражение»: Мойте руки перед всем
Благодаря «Заражению» я узнала, что человек трогает свое лицо несколько тысяч раз в день. А к чему сегодня успели прикоснуться вы?
В фабуле «Заражения» нет ничего нового. Зловредный штамм вируса, за который нужно поблагодарить четвероногих и летучих меньших братьев, жертвующие собой врачи, рискованные подвижники, беспринципные мародеры. Вирус распространяется контактно и через поверхности, так что в группе риска все, у кого есть руки и лицо. Тех, кто идет на «Заражение» как на страшный апокалиптический триллер о том, что все умерли, ждет разочарование. Этот фильм, на мой взгляд, одна из первых в кинематографе попыток изобразить смерть доброй части землян от мощного вируса не как ужас и кошмар, а как повседневную реальность. Снять не хоррор-муви, а скорее фильм о врачебном расследовании.
«Заражение» в своих, специфических красках рисует некоторые информационные тенденции последних лет. Ученым, чтобы работать и жить, здесь приходится не сидеть в лабораториях, а мотаться по всему свету подобно детективам. Страны третьего мира могут бунтовать, но ничего не могут изменить. Еще Содерберг скептически подает звезд блогосферы, делая предположение, что и эти обличители и независимые пророки на самом деле не такие уж и отчаянные борцы с системой. Скандального блогера с 12 миллионами подписчиков играет Джуд Лоу – и чем более гадким предстает его герой, тем сложнее оторвать от него глаз.
Звезд в этом неторопливом триллере, кстати, много. Мэтт Дэймон в роли смешного и в русском дубляже шепелявого неуклюжего папаши. Кейт Уинслет – ангел спасения и жертвенный агнец от науки. Гвинет Пэлтроу – такая же пленительная бледная моль, как и обычно. Марион Котийяр – образец романтики и гуманизма. Возможно, эта звездная россыпь и помешала Содербергу сконцентрировать фильм на одной линии, требуя полноценного сценарного куска для каждого из заслуженных артистов. В любом случае ближе к середине зритель обнаруживает, что внимание его рассеялось, что он не в силах различить географическое происхождение разных персонажей, отношение их к проблеме и степень апокалипсиса, грозящего земному шарику.
Впрочем, тогда же, к середине, в начале второго часа, «Заражение» все же берет реванш за столь долгое вступление. Лучшие эпизоды фильма (помимо того, что я опишу несколько ниже) связаны с паникой, которую сеет масштабная беда. Погромы аптек, разграбление витрин, топтание беременных женщин, ночная стрельба – все это смотрится достоверно, жутко и захватывающе, как жаль, что так не все два часа.
Не боюсь испортить вам впечатление от фильма, рассказав о самой ужасной сцене «Заражения». Это скальпирование Гвинет Пэлтроу. Если в остальном картины болезней и паники довольно-таки спокойны, то эта сцена будет являться мне в кошмарных снах еще долго. Как, пожалуй, и моему соседу по кинозалу – с виду крепкому, явно не брезгующему физкультурой мужчине. Особо впечатлительным грозит вечер невроза по поводу того, что непроверенные поручни, ручки, стаканы и стены страшно трогать руками. Право же, жалко, что с таким великим потенциалом понятий об ужасном Содерберг решил сделать из «Заражения» научную драму. Но – хоррора в истории кино много, а научных драм – мало. Пусть будет.
Резюме: утомляющая своей медлительностью, но убедительная история о том, что смертельный вирус – не такая уж и фантастика.