Фильм «Живая сталь»: Робот, ты же был человеком
Вопрос: как заставить женщину отправиться на драму о боксе? Ответ: поставить в красный угол ринга Хью Джекмана.
А как заставить отправиться на драму о боксе всех, включая бабушку и дедушку? Ну, наверное, постараться замешать в одной кинокартине всё, что по умолчанию считается беспроигрышными ходами. В случае с «Живой сталью» в одной солянке сплелись: мелодрама об отце и сыне, сложная ситуация с любовью к практически сестре, огромные роботы-драчуны, разбитые надежды и ошибки прошлого, история непростого пути к победе, широкими мазками нарисованное невесёлое фантастическое будущее.
Мир «Живой стали» – это наш мир несколько десятилетий спустя, и изображен он всеми киберпанковскими штампами, которые только можно себе вообразить. Сверхтонкие светящиеся гаджеты, гигантские технопомойки, разруха в домах и публичных местах, ирокезы на головах плохишей, нарочито ветхие шмотки и супервысокие технологии, разрабатывающиеся – тоже традиционно для жанра – совместно русскими и японцами. Несмотря на то, что все особенности этого мира угадываемы, разбираться в том, как он устроен, всё-таки нескучно.
Нескучно глядеть и на Хью Джекмана в роли тренера роботов и отца, научающегося любить десятилетнего сына. Его герой, Чарли Кэнтон, когда-то был звездой боксерского ринга, но со временем бои роботов вытеснили людей из этого шоу как более зрелищные. Теперь Чарли пытается найти себя в качестве роботренера и терпит в основном неудачи. Полоса невезения длится, пока внезапно обретенный сын не находит на свалке старого, но еще крепкого робота с глазами Евы из «ВаллИ». Несмотря на, кажется, рубанком писанные диалоги, видно, что Джекман весь внутри своего персонажа. Азарт и радость считываются с его лица без усилия. По-настоящему горят глаза и у мальчика – Дакоты Гойо, который в свои 12 лет уже вышел из эпизодических ролей в детских сериалах и снялся, помимо «Стали», в «Торе». Похоже, кинобудушее у этого ребенка вырисовывается неплохое.
У зрителей тоже есть от чего запылать взору – после некоторой пробуксовки в самом начале примерно со второй трети фильм начинает наращивать серьезные обороты. Бои роботов поставлены и нарисованы так, что по накалу не уступают настоящей схватке. Да что там – не преувеличу, если скажу: создается впечатление, будто вот с этими роботами ты на одной детской площадке вырос, не меньше, настолько мощно включается эмпатия. Хотя, к примеру, на «Трансформерах» этой самой эмпатии включаться просто некогда. А тут – другое, тут каждая мощная железка – это чья-то мечта, добрая или злая воля, чье-то дело всей жизни. И все лязги, все искры, все капли машинного масла в кои-то веки зрелище не только для одних мальчишек с коллекцией мегатронов на прикроватном столике. В общем, не то чтоб «Живая сталь» вошла в реестр лучших фильмов всех времен – но с задачей увлечь, продержать в боевом напряжении и отпустить зрителя удовлетворенным она справляется отлично.
Резюме: неожиданно прекрасное кино для всей семьи – о железяках, о людях, о подвигах и славе.