Фрилансеры поневоле
В последние месяцы удаленная работа, не требующая присутствия специалиста на рабочем месте, приобрела большую популярность. Многие сокращенные работники стали фрилансерами, а работодатели, оптимизировав персонал, теперь обращаются за услугами к удаленным специалистам.
Увеличение числа фрилансеров на красноярском рынке труда первыми заметили рекрутеры. Они также отмечают, что изменилось и отношение к фрилансу как к способу заработка.
«С начала этого года число фрилансеров в Красноярске увеличилось вдвое, — рассказывает исполнительный директор кадрового агентства „КАД рекрутинг“ Дарья Новопашина. — Плюс к этому если раньше работа под конкретный заказ была источником получения дополнительных средств, то в настоящее время красноярцы относятся к фрилансу как к основному заработку».
«Из-за потери работы, сокращения рабочих мест и понижения зарплат люди вынуждены были уйти в свободное плавание, так как не смогли сразу устроиться на другую работу, а деньги нужно зарабатывать здесь и сейчас, — уверена Дарья Новопашина. — Половина бывших наемных сотрудников ушли во фриланс. Ведь лучше работать дома и сохранить прежний уровень доходов, чем сидеть в офисе за небольшой фиксированный оклад. Так, например, многие тренеры, которые работали ранее в консалтинговых фирмах, после сокращений работают в качестве фрилансеров».
Однако, чистых фрилансеров на рынке не так уж и много. Есть официальные совместители, о чем записано в их трудовой книжке. Есть люди, «сидящие на окладе», но берущие подработку, чтобы увеличить свой месячный доход. Есть те, кто левачит, пользуясь ресурсами работодателя. Все это не фриланс.
«Главный плюс фриланса — нет дна и потолка твоей заработной плате. Работай — не хочу, — рассказывает журналист-фрилансер Татьяна. — Став фрилансером, я могу работать на несколько изданий сразу, что раньше из-за корпоративной политики было невозможно». «Свободный дизайнер» Геннадий Омышев к перечисленным плюсам добавляет свободу в составлении графика рабочего дня и возможность самому выбирать количество и характер работы.
Однако подобный способ заработка подходит не для всех.
«Компания, в которой я вела бизнес-тренинги, закрылась еще осенью. Найти постоянное место работы, адекватное моему профессиональному опыту, было трудно и в докризисное время, а сейчас тем более, — рассказывает бизнес-тренер Мария Дологова. — Поневоле пришлось стать фрилансером. С одной стороны это удобно — все, что заработал, только твое. С другой же, фриланс не дает никаких социальных гарантий. Плюс работаешь в два раза больше — и за менеджера по продажам, и за тренера. Мне психологически комфортнее работать в компании, поэтому если бы на рынке появилось подходящее предложение, я не раздумывая ушла бы на постоянную работу».
Дело в том, что оптимизировавшие штат компании сейчас вынуждены обращаться за услугами к вольнонаемным дизайнерам, журналистам, бизнес-тренерам и бухгалтерам.
«Сегодня в результате политики жесткой экономии, которую ведет большинство крас?ноярских компаний, фрилансеры стали очень актуальными. Компаниям намного дешевле оплатить разовые услуги фрилансера, чем иметь в штате собственного специалиста, — рассказывает Дарья Новопашина. — Зачастую компании прибегают к услугам ранее уволенных или ушедших в свободное плавание сотрудников. По факту люди остались одни и те же, изменились только условия работы».
По словам г-жи Новопашиной, в основном к услугам фрилансеров прибегают небольшие компании, испытывающие финансовые затруднения. Крупные предприятия, как правило, оставили нетронутым штат специалистов и редко нуждаются в услугах фрилансеров.
Если большинство компаний радо повышению количества предложений от фрилансеров, то сами фрилансеры вряд ли. Как отмечают профессионалы вольного найма,
«Если раньше я отказывалась от некоторых предложений, отбирая наиболее интересные, то сейчас буквально хватаюсь за любой заказ. Объем работы чувствительно сократился», — отмечает журналист Татьяна. «Сейчас высвободилось много талантливых авторов, которые готовы писать о чем угодно и за любые деньги. Количество „плавающих“ заказов сократилось, — добавляет журналист-фрилансер Марина. — Теперь объем работы как в старые добрые времена, стал зависеть от количества связей».
«Количество фрилансеров увеличилось, но настоящих профессионалов осталось столько же, сколько было. Большинство новых фрилан?серов в моей сфере — молодые дизайнеры, которых из-за отсутствия опыта не берут на работу или сократили первыми, — рассказывает Геннадий Омышев. — „Молодняк“ демпингует, готов работать за мизерную плату. Большинство заказчиков понимают, что цена прямо отра?жается на качестве, но некоторые компании уходят на „легкий“ заказ. В итоге страдают профессионалы».
Однако «старички» фриланса уверены: несмотря на появление на рынке множества новых людей, конкурировать с давно работающими профессионалами им будет трудно. Как правило, стать настоящим фрилансером получается у тех, кто не приемлет внешнего контроля и готов терпеть определенные трудности, взамен получая профессиональную свободу. Остальным же намного проще и комфортнее работать в офисе.
Фриланс — это не способ легко и быстро заработать, это состояние души. Поэтому большая часть «фрилансеров поневоле» перестанут быть таковыми, как только найдут постоянную работу. Ускорит этот процесс отсутствие у начинающих фрилансеров известного в профессии имени и наработанной клиентской базы.
Источник: РЕКЛАМА-МАМА