Гостиничный вопрос
Гостиницы Красноярска простаивают без клиентов и вынуждены временно перейти на сокращенный график работы. Во многих отелях занято не более половины номеров. Но даже в этих условиях некоторые игроки говорят о нехватке гостиниц и считают, что рынку есть куда расширяться. Вряд ли в ближайшее время в городе появится новый Marriot — пока с этой ролью справляются «гостиницы в квартирах».
Не до звезд
Наплыв клиентов в гостиницах Красноярска снизился наполовину. Данную тенденцию отмечают в местных отелях «Красноярск» и «Октябрьская». В начале года спа-отель «Такмак» был вынужден несколько недель работать по усеченному графику из-за отсутствия гостей. Сейчас, по словам его коммерческого директора Сергея Борисова, ситуация стабилизировалась. Борисов связывает отсутствие клиентов не только с традиционными сезонными колебаниями, но и с молодостью отеля. «Такмак» был открыт в ноябре прошлого, и еще не все знают о его существовании. Хотя сегодня в выходные дни наполняемость заведения составляет около 80%. Это хороший показатель для гостиницы. Однако, скорее всего, это связано в первую очередь со спецификой — услуги предоставляются как для проживания приезжих, так и для времяпрепровождения красноярцев. Так что небольшой поток в будние дни с лихвой окупается уикендами.
В остальных же гостиницах сетуют на постоянный недостаток клиентов. Генеральный директор «Октябрьской» Антонина Юдина связывает такую ситуацию с кризисом. При этом Юдина занимает двоякую позицию. С одной стороны, она соглашается, что сейчас краевому центру новых отелей не нужно, так как нет подобающего потока клиентов. С другой стороны, отмечает, что отелей все-таки не хватает. Однако необходимость появления новых гостиниц она объясняет не недостатком количества мест, а отсутствием четкой сегментации среди самих отелей.
- Сейчас в Красноярске появляются гостиницы с четырьмя звездами, но это ведь неправда, — отмечает она. — Никто не выдавал официального подтверждения таким заведениям, и на самом деле они явно недотягивают до этого уровня.
По словам Юдиной, в городе необходимо построить хотя бы один сетевой отель класса Marriot. Правда, со строительством неизбежно возникнут трудности.
- Для отеля такого уровня не подойдет Взлетка или Северный. Строить нужно непременно в историческом центре, где мест для строительства как раз катастрофически не хватает, — считает она.
Заместитель директора гостиничного комплекса «Сафари» Евгений Бочинский предполагает, что гостиница может быть не обязательно сетевой:
- Если построить новый отель класса люкс, он может пользоваться спросом независимо от бренда.
Руководитель службы маркетинга гостиницы «Красноярск» Елена Кухарчук подчеркивает, что создание нового большого отеля неизбежно приведет к перераспределению рынка. Общая загруженность оставшихся гостиниц при этом, по ее мнению, существенно упадет.
По обыкновению два наиболее грандиозных — это турнир Ивана Ярыгина и международный экономический форум. В такие дни, по признанию Кухарчук, гостиница забита практически до отказа: «Нам приходится отказывать клиентам, которые не входят в спортивные или иные делегации. Видимо, они просто снимают жилье в Красноярске».
Хотя уже сегодня очевидно, что даже этот стимулятор работает не всегда и не для всех. Так, попавший вначале в списки гостиниц, обслуживающих предстоящий экономический форум, спа-отель «Такмак» так и не встретит важных гостей. Организаторы решили уменьшить количество участников. А соответственно, обойтись меньшим количеством отелей.
Однако не все гостиницы зависят от внешних событий. Так, в «Сафари», например, после январского падения спроса сейчас наблюдают возвращение к прежним объемам. Бочинский отмечает, что наполняемость находится на уровне 65%. Отметим, что для обычного отеля 70% — отличный показатель.
Ценный вопрос
Как призналась «ВК» Елена Кухарчук, сейчас стабильность ценовой политики — это один из способов выживания для отелей. В общем же Кухарчук согласна, что рынку не хватает разбивки на классы. В то же время она соглашается, что сказать однозначно — Красноярску не хватает гостиниц — нельзя.
- Говорить о том, насколько насыщен рынок, сейчас невозможно, так как в крае, как и по всей стране, наблюдается отток клиентов, — говорит она.
И все же игроки настроены оптимистично, несмотря на очевидное понижение притока клиентов. В то же время ни один из опрошенных участников рынка не предвидит, что какой-нибудь из отелей может покинуть сегмент. Ведь у гостиниц всегда есть возможность для своеобразной диверсификации бизнеса — выживания за счет ресторана и аренды площадей для проведения мероприятий.
Заменители классики
В условиях отсутствия четкой сегментации гостиничного бизнеса, неравномерной и непостоянной наполняемости, все большую популярность в Красноярске завоевывают так называемые гостиницы в квартирах. Это объясняется тем, что в классических гостиницах, во-первых, дорого, во-вторых, не всегда хватает мест. Хотя в данный момент в отелях наблюдается падение объемов клиентуры примерно на 50%. Но, говорят, это временно и не мешает «квартирантам» — они фиксируют меньшее сокращение спроса.
Елена Степаненко, маркетолог компании «Меридиан», специализирующейся в данном сегменте, говорит, что количество клиентов снизилось только на 30%. По словам Степаненко, в первую очередь на положение вещей повлиял кризис. Ездить в наш город стали объективно меньше. Степаненко также отмечает снижение количества сотрудников, которых предприятия посылали на учебу в Красноярск. Вторая причина — перенасыщенность самого рынка. Несколько десятков контор предлагают командировочным жилплощади. Причем многие новые компании, по словам Степаненко, ушли с рынка, не выдержав конкуренции с крупными компаниями. Видимо, для гостиниц в квартирах, по убеждению игроков рынка, собственно гостиницы — не главный конкурент.
- Мы рассчитываем на тех клиентов, которые привыкли к домашнему уюту. В отличие от гостиницы, в случае с квартирой клиент всегда может выбрать наиболее удобное для него месторасположение. И цены у нас ниже, — отмечает Степаненко.
Да и затраты на рекламу могут быть также относительно небольшими. Что интересно, в сетующих на недостаток клиентов классических гостиницах затруднились назвать, какие точечные рекламные кампании они проводят ради привлечения клиентов. Одним из основных в списке являются лишь программы лояльности к клиентам. В квартирных гостиницах проблема PR решается гораздо проще и дешевле: достаточно подать объявление в газету или написать на заборе большими буквами «гостиница в квартирах» и указать телефонный номер.
И все же, несмотря на то что дела у «квартирных отелей» обстоят лучше, чем у классических гостиниц, игроки не считают их сильными конкурентами, тем более в долгосрочной перспективе. Коммерческий директор гостиничного комплекса «Такмак» Сергей Борисов считает, что на фоне падения спроса на гостиницы квартиры могут отобрать часть клиентов у классических отелей, но только на время.
- Я бы не сказал, что гостиницы в квартирах являются конкурентами отелям. Это скорее заменители классики, — подчеркивает Борисов.
Хотя большая часть экспертов соглашается, что квартиры — это барометр и по ним можно гипотетически просчитать, какова свободная доля на рынке классических отелей в Красноярске. Однако на практике таких расчетов никто не производил. Некоторые аналитики берут за основу общее количество гостиниц в квартирах. Дескать, сколько мест предлагается в квартирах, столько и надо построить новых гостиничных номеров.
Источник: Вечерний Красноярск