«Интерстеллар»: Космос как предчувствие
В современном кинематографе космос наградили новыми доминирующими характеристиками — он жесток, очень опасен и совсем не романтичен.
И дело здесь не в зеленых человечках, готовых обрушить весь свой гнев на наши головы. Такие черты не мешают двигаться дальше и снимать талантливому Кристоферу Нолану фильмы об успешных поисках внеземной жизни и о любви, конечно. Именно таким вышел сай-фай «Интерстеллар», не посмотреть который было бы настоящим преступлением для зрителя любого калибра.
Земля уже не та. Пшеница погибла, состав воздуха меняется, мелкая пыль душит человечество и год за годом укрывает его колыбель ровным слоем. Наука , технологии и покорение космических пространств брошены во имя сельского хозяйства. В трех словах — будет только хуже. Группа астронавтов уже отправилась на поиск новых планет для жизни, а вслед за ней — новая команда, готовая или основать колонию, потеряв связь с домом навсегда, или вернуться на Землю за планом «Б». Стоит ли говорить, что за штурвалом — Купер (великолепный Мэттью МакКонахи), за плечом — Амелия Брэнд (Энн Хэтэуэй).
Нолан верен себе и зрителя ждет более чем полнометражный фильм. Почти три часа «Интерстеллара» — это очень долгий въезд в тему с разговорами о вечном и пафосом, которого режиссеру «Темного рыцаря» и «Престижа» не занимать. Никто никуда не торопится — удивительно, что до орбиты Сатурна (именно туда отправляется команда покорителей Вселенной) зрители долетают за 10 минут, а не за два года. Некоторым сценам хочется дать хлебнуть реактивного топлива или, на худой конец, пинка — уж очень многословны бывают герои, уж очень пафосные их речи. Но без таких жертв было бы сложно сделать фильм и созерцательным, и содержательным одновременно. Он все-таки про любовь и веру в человека, а не про черные дыры и искажение времени в гипрпространстве.
Некоторые мысли и сюжетные повороты не до конца понятны, а у людей, далеких от полетов на ракетах, вообще может сложится впечатление, что где-то между репликой о смысле жизни и прыжком в космическую бездну их хорошенько обдурили.
Смещение в сторону гуманизма не делает фильм блеклым. Вообще космические эпопеи сложно лишить зрелищности, даже если молчаливый и суровый космос съест все звуки взрывов, а реалистичная картинка будет играть злую шутку с вестибулярным аппаратом зрителя и до боли напоминать «Гравитацию» Альфонсо Куарона.
Смотреть «Интерстеллар» нужно в обязательном порядке и на самом большом из имеющихся экранов, хотя бы для того, чтобы угадать почерк Нолана и признать-таки гениальным режиссером. А после — выйти на неширокий красноярский проспект, запрокинуть голову, пристально всмотреться в тяжелое осеннее небо, втянуть воздух, убедившись, что до хлопьев пыли и неурожая мы еще не дожили, и понять, что мечта о покорении Вселенной теперь кажется не только отчаянно романтичной, но и непомерно страшной.