«Исчезнувшая»: Сатира под маской триллера
Дэвида Финчера хочется гладить по голове и чесать за ухом — накануне на экраны вышел если и не лучший, то один из лучших фильмов этого года «Исчезнувшая».
И не пойти на триллер, который является не иначе как большой и хорошо проработанной сатирой на нашу с вами жизнь, было бы настоящим преступлением.
Канва сюжета взята из одноименной книги Гиллиан Флинн, которая, кстати, лично взялась за написание сценария. Последнее не могло не привести к сюжетным метаморфозам, но суть истории не поменялась. Супруги Эми и Ник (Розамунд Пайк и Бен Аффлек) живут в браке уже пять лет. Живут, надо сказать, с переменным успехом, и совместное существование мало-помалу ползет по швам. Настает долгожданная годовщина свадьбы, не подготовленный к торжеству муж возвращается домой и... не застает там жену, зато застает следы расправы и отправляется на поиски, заручившись поддержкой сестры, полиции и родителей исчезнувшей. Далее детективная история начинает разворачиваться семимильными шагами с постоянными ретроспективами и лихо поворачивать в каждой сцене, не давай зрителю заскучать. Налет банальности в начале фильма с лихвой компенсируется. Рассказывать сюжет означало бы лишить зрителей главного удовольствия. Замечу только, что женщины — самые коварные и изобретательные существа на свете, а мужчины — самые изворотливые. И они друг друга стоят.
Создатели фильма поработали и над важными мелочами. Так, отдельной похвалы заслуживает музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса, которая многократно усиливает эффект от каждой сцены.
Конечно, на экранах не совсем триллер и уж точно не мелодрама о похоронах семейного очага. Дэвид Финчер правильно расставил акценты, поиграл с деталями так, как это получалось у него в «Бойцовском клубе» или «Девушке с татуировкой дракона», скрутил в плотный жгут постоянное напряжение и азартную игру, добавил в сюжет роль современных медиа и капризное общественное мнение — и вот уже перед нами не семейная драма, а развернутая сатира на жизнь сегодняшней Америки, ситуацию вокруг России/Украины и другие явления, в которых балом правят СМИ и сильные мира сего, где информационная война с поочередным завоеванием или любви, или всеобщей ненависти становится образом жизни и способом достижения абсолютных целей.
Многие согласятся с тем, что роль разочаровавшегося в браке мужчины — лучшая для Бена Аффлека. У него с удивительной точностью получается и казаться хорошим, и быть жертвой обстоятельств, и оставаться королем положения. Иногда маски приходится мастерски чередовать в пределах одной сцены, но даже дубляж, порой сводящий на нет все актерские усилия, не может скрыть мастерство мужской роли. Пожалуй, «Исчезнувшая» — новая степень в карьере Аффлека, после которой о второсортных картинах точно стоит забыть. Не менее хороша Розамунд Пайк, которой роль расчетливой женщины, удивительной во всех отношениях, очень идет.
Фильм не был бы так хорош, не будь в нем недостатков. По порядку: в середине фильма, когда главная интрига еще спрятана, следить за метаниями Аффлека становится скучновато: сцены повторяются с небольшими изменениями, динамика падает, а действие застревает между домом исчезнувшей и полицейским участком. Только после приоткрытой завесы главной тайны интерес зрителей снова завоеван. Второй недостаток — Нил Патрик Харрис, который никак не выйдет из роли Барни из «Как я встретил вашу маму» и, кажется, даже в постельной сцене готов бросить все и сказать свое коронное «вы знакомы с Тедом?».
Так или иначе, но исчезнувшую легко можно представить в качестве лучшего американского фильма этого года. Дэвид Финчер вооружается своим лучшим инструментом — циничным реализмом, танцуя, докапывается до самой сути проблем современности, называет триллером жестокую сатиру и пишет завораживающую картину, главные герои которой — не Ник и Эми, а мы с вами.