Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть: ...но не сейчас

\\Александра Закирова

«Февраль — достать чернил и плакать». Конечно, плакать, потому что чернилами в айпаде долго не порисуешь.

А именно за рисование старыми «чернилами» по не пригодной уже для этого поверхности и принялись те, кто пускает в прокат героев боевиков прошлых лет. Сперва осторожно трогая носком армированного ботинка лёд, а потом уже громыхая по кинозалам мира военными сапожищами, Шварценеггер, Сталлоне, Чан и, наконец, Уиллис превратили февраль две тысячи тринадцатого в месяц ритмично отдаваемого оброка ностальгическому игу.

Эксплуатация тоски по юности, большим деревьям и сладкому мороженому может быть бесконечной только в воображении продюсеров. Загадочным образом поставить в кадр болванку героя со знакомым лицом и ждать, что зритель будет только тому и рад — такой метод несколько раз подряд не срабатывает.

Удивительно ведь что — именно «Орешек» вплоть до четвёртого фильма держал марку по крайней мере на уровне глаз. Этот же Die Hard — орешек совсем не крепкий уже. Начинается он смешно, в духе фильма ужасов — Макклейну нужно ехать за сыном в Москву к «непредсказуемым русским», и под тревожный аккорд камера наезжает на логотип «Аэрофлота».

Дальше уже то ли смешно, то ли грустно. Там, в Москве Уиллис и Джей Кортни (сын Макклейна), кажется, буквально физически не могут находиться в кадре друг с другом. И это не хорошая игра непонимания отца и сына, а полная апатия к происходящему на съемочной площадке. Добавьте режим справки, в который внезапно превращаются диалоги практически каждый раз, как происходит что-то неожиданное. Добавьте унылый серо-голубой фильтр, через который снимают и московские, и чернобыльские сцены.

Добавьте еще и то, что такой России в кино вы ещё не видели никогда — и это, конечно, может стать предметом интереса на предмет «а как же мы выглядим со стороны?», но не делает чести ирландцу Муру («В тылу врага»). Эта Россия — не крашеный клюквенно-красным железный кулак, каким всегда рисовали СССР, это умирающий сумасшедший. В ней взрывают суды и бесконечно ремонтируют заброшенный МГУ, в ней посреди Красной площади красуется пенсионного возраста таксофон, в ней, оказывается, существуют загадочные меры наказания хуже пожизненного заключения, а бандиты имеют за ухом портаки в виде православного креста. В ней таксисты не возьмут с интуриста ничего и отпустят, спев хит Синатры. Из нее, наконец, можно через все границы уехать на ворованном «Майбахе» в Украину.

Ну, зато бесконечные автопогони страшно крутые. И расправляются с антагонистами в «Орешке» отменно, с лихостью любителя компьютерных игр с расчленёнкой и всегда неожиданно. Выстрел в висок крупным планом? Не вопрос. Внезапное удушение? Извольте. Крупная шинковка лопастями вертолёта? Подставляйте тарелку. Только ни вышибленные мозги, ни покромсанные конечности не приземляются в итоге на отличную историю. Да чёрт, даже на хотя бы средненькую, салонной годности историю. Они проваливаются в безвоздушное пространство через сценарные дыры, кажется, ставя точку во франшизе.

Резюме: «похоронка» ретро-боевику — громкая, размашистая, бесполезная.

Перейти на страницу фильма

Александра Закирова
15 февраля 2013

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх