Материальное поражение

\\Илья Могутов, Ольга Танас

Россияне все меньше верят, что кризис обойдет их стороной. Индекс потребительской уверенности уже упал до уровня 2000 года. Если положение не улучшится, это может привести не только к дальнейшему спаду в экономике, но и к росту социальной напряженности.

Потребительская уверенность в России стремительно падает. В четвертом квартале 2008 года количество людей с пессимистическими ожиданиями на 20% превысило оптимистов, свидетельствуют данные Федеральной службой государственной статистики (Росстат).

Это примерно уровень 2000 года, когда только наступала эра так называемой путинской стабильности.

Большинство российских граждан отмечают ухудшение своего материального положения. В четвертом квартале 2008 года доля лиц, считающих, что уровень их благосостояния упал, составила 33%, тогда как в предыдущем квартале число пессимистов и оптимистов в этом вопросе было равно.

Невысокая оценка сегодняшнего финансового положения портит и виды на будущее. Около четверти опрошенных ожидают ухудшения своего материального уровня, в улучшение верят лишь 9%. В третьем квартале оптимисты были в большинстве.

Ощутив финансовый кризис на толщине собственного кошелька, российские граждане теряют веру и в экономику страны.

Перевес у пессимистов здесь составляет 30% — максимальное значение с начала века. За семь предыдущих лет он никогда не поднимался выше 10%, а в лучшие годы, оплаченные нефтяными деньгами, оптимистов было на 10% больше. Ожидания на следующий год также весьма неутешительные. Негативных изменений ожидают на 19% больше опрошенных, чем позитивных.

Пугает, что больше всего «потребительскую уверенность» потеряла молодежь. Среди людей от 16 до 29 лет, наиболее экономически и социально активной части населения, негативные прогнозы встречаются на 15% чаще, чем положительные. Хотя обычно молодые люди легко смотрят на жизнь, а опасения бывают у более старшего поколения.

«Очевидно, что граждане столкнулись с задержкой или невыплатой зарплат, с ростом безработицы, и это естественным образом оказывает давление. Также девальвация рубля наносит удар по сбережениям, которые россияне делали в основном в национальной валюте, этот фактор также влияет на доходы населения и уверенность в завтрашнем дне», — не удивляется экономист Альфа-банка Ольга Найденова. И это только начало, предупреждают эксперты.

«Показатели дальше будут только ухудшаться»,

— говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Скорее всего, жизнь будет становиться все труднее. «В отличие от 2003-2007 годов существенно упадет спрос на работников и на труд. На настроения населения будет влиять возможность найти работу, некоторые инфляционные параметры и общее развитие экономической ситуации», — разъясняет ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.

Все это еще отрицательно скажется на российской экономике.

«Такие настроения потребителей чреваты падением розничных продаж товаров и услуг, что ударит по многим отраслям экономики. В сложном положении будет уже и так слабый сектор недвижимости, сектор услуг. Это может нанести удар по малому и среднему бизнесу, который в основном и работает в секторе услуг»,

— говорит о неутешительных перспективах начальник аналитического департамента группы компаний «Альпари» Егор Сусин.

Подобного рода проблемы появляются во всем мире. Потребительская уверенность в европейских странах тоже стремительно падает, а в экономически и социально не благополучных государствах достигает критических показателей. В Греции, где недавно проходили массовые социальные волнения, пессимистично настроенных уже на 55% больше, чем оптимистов. Это максимальный показатель во всем Европейском союзе. В Венгрии, которую недавно охватила забастовка железнодорожников, показатель почти догнал греческий.

Не исключено, что Россия может присоединиться к странам с уровнем высокой социальной нестабильности, предупреждают эксперты. «Сейчас риск волнений невелик, но мы уже стали на дорогу, которая ведет к ним. Для этого должны совпасть три фактора. Во-первых, это снижение уровня экономического развития страны, который у нас и так достаточно невелик. Во-вторых, уменьшение уровня индекса потребительских настроений до -50%, в России это может произойти уже в первом квартале 2009 года. И, в-третьих, падение доверия к руководству страны. Но пока оно достаточно высоко», — говорит Николаев. «Некоторый рост социального недовольства, безусловно, возможен. Масштабы будут зависеть от общего развития ситуации в экономики», — соглашается аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Илья Могутов, Ольга Танас
19 января 2009

Источник:  Газета.Ru

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх