Мультфильм «Гадкий утенок»: А птенец-то голый!
Российский мультипликатор Гарри Бардин долго молчал – на протяжении нескольких лет он, закрывшись в студии, работал над экранизацией известной сказки Ганса Христиана Андерсена. «Гадкий утенок» - это полуторачасовой(!) пластилиновый(!!) мультфильм. Что само по себе событие для отечественной анимации. Гарри Бардин сделал то, после чего никаких сомнений быть не может: отечественная анимация – самобытная, со сложными сюжетами, характерами и глубокой психологической проработкой темы, социальная и философская, на понятном языке рассказывающая детям о взрослых проблемах – существует.
Художники под управлением Гарри Бардина слепили из пластилина куриц, уток и гусей, а еще индюка (его озвучивает Армен Джигарханян), цыплят и лебедей – целый птичий двор (они поют голосами хора Турецкого). У каждой птицы – перышко к перышку. Они совсем как настоящие, но – пластилиновые.
Главной музыкальной темой своего мультфильма Гарри Бардин, как и до этого, выбирает классику – под темы из «Щелкунчика» и «Лебединое озеро» Чайковского гадкий утенок страдает от одиночества, театрально вылупляется новый выводок цыплят и утят, а в финале клином белые лебеди улетают на юг, широко и торжественно размахивая большими крыльями.
В «Гадком утенке» птичий двор, огороженный высоким забором, - это отдельное государство. Каждый день у них начинается с поднятия флага и исполнения гимна со словами «Слава птичьему двору» (автор – Юлий Ким).
Сказки датского писателя – мрачное и не самое оптимистичное детское чтение. К своим героям в них он беспощаден. Беспощаден к ним и Гарри Бардин – он показывает жестокость такой, какая она есть. Не похожий на других птенец был столько раз бит, осмеян и оплеван, что и врагу не пожелаешь. Он оказывается отторгнут не только теми, кого зовет мамой и папой, но и всем государством, всем птичьим двором. Их принцип – действовать сообща, жить группой и интересами группы. Если ты не такой, как мы, значит, ты против нас – по такому принципу построены социальные отношения на птичьем дворе. Лебеденок не вписывается в эту систему, хотя бы потому, что он голый, когда все кругом с перьями, шея у него длинная, когда у всех короткая, он расталкивает всех и бежит к центральной трибуне, когда надо идти строем. Такой – не похожий на других – он не нужен никому. И лебеденка, не признав за своего, самый главный петух, в конце концов, выбрасывает за забор.
Жить по жестоким правилам птичьего двора – нельзя, а изменить их – нет сил. Вот и получается, что уйти из окруженного высокой оградой города оказывается единственным способом стать тем, кем он – брошенный всеми птенец – есть на самом деле. А тем, кто еще недавно кичился своим превосходством и властью, остается только смотреть в небо, закинув головы с раскрытыми ртами.