Мультфильм «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф»: Будущего нет
Такого фаталистского заголовка в духе произведений ВИА Sex Pistols новый «Ледниковый период» заслужил сразу по двум справедливым, как кажется, поводам.
Во-первых, конечно, потому, что если не поставить точку сейчас – возможно, следующая точка будет уже намного, намного хуже.
Кассовый кинематограф в большом своем сегменте застыл на реанимировании старых историй и искусственном продлении относительно новых – и это проблема, заслуживающая отдельного разговора. Хотя история знает примеры, когда четвёртые части франшиз были великолепными – как будто это не маркетинговый аттракцион на закваске старых имён, а настоящий успешный перезапуск. Таким был «Чужой 4» Жана-Пьера Жене – другим, новым, смотрящим на старую историю с совершенно иной стороны.
Таким не стал квадриквел «Ледникового периода». Он погружает зрителя в ровно тот же мир, который знаком нам с первой части, при этом не трудясь особенно объяснять, что там происходит на экране. Герои появляются ниоткуда, исчезают в неизвестном направлении, действуют в рамках простых сюжетных линий и довольно устали сами от себя – тут мы переходим к «во-вторых».
Во-вторых, этот «Ледниковый период» получился куда взрослей и, что ли, беспросветней предыдущих. Проблемы тинейджерства, выраженные в линии взрослеющей мамонтихи Персик, отвергающей родительскую гиперопеку – да, освещаются не впервые. Но редко в детских мультиках подростки настолько выпукло жестоки – прямо как в условных примерах в учебниках по психологии трудных подростков. Или вот – родители ленивца Сида появляются в его жизни ровно один раз – чтобы спихнуть на него выжившую из ума бабулю. Не говоря уже о том, что в четвёртой части мультика как-то внезапно ярко вспоминаешь, что всем этим зверям посреди разламывающихся почв и дрейфующих ледников светит неминуемый медный таз.
Ещё надо признать вот что – этот «Период» не так визуально впечатляющ, как предыдущие. Настолько, что, ощущая это, авторы то и дело прибегают к самым банальным 3D-ходам: бросанию и тыканью предметами в зрительный зал. Сейчас, когда 3D становится из роскоши обычным инструментом по организации экранного пространства, это смотрится уже совсем скромно.
Поймите меня правильно: это всё так же местами искрящая разбитная глупость, в мультике всё бежит, живёт и влюбляется – но, право же, сколько можно. Уже и введение новых персонажей срабатывает через раз – на одну великолепную бабулю Сида приходится несколько невнятнейших пиратов во главе с макакой-маньяком.
Однозначно прекрасными остаются неизменно приключения белки Скрэта – одинаково «качают» в преломлении его погони за орехом и история континентального раскола, и борьба с кессонной болезнью, и, наконец, встреча со сверхбелками в Скратлантиде.
Резюме: если нас не ждёт пятое свидание с франшизой – теперь уже на будущей американской земле, которую нам покажут в самом конце мультфильма – это будет хорошая точка. Пускай и не покидает ощущение, что мы ничего бы не потеряли, поставь её авторы на серию раньше.