Мультфильм «Смешарики. Начало»: Детству крышка
Давно стала «баяном» одна смешная картинка: небрежно нарисованные чёрной ручкой смешарики с унылыми лицами и в эмоготических прикидах, сверху подпись: «Депрессарики».
В принципе, впечатление от мультфильма этой картинкой почти исчерпывается, но лучше его все-таки вербализовать, чем я и попытаюсь заняться. Что такое «целевая аудитория проекта», никогда до конца не ясно. Кроме узкоспециализированных фильмов, о которых мы говорить не будем, хорошее кассовое кино, по идее, должно нравиться всем. Взрослым – за одно, детям – за другое. Ну, хорошо, не всякое кино. Но уж мультфильмы-то точно обязаны!
Со «Смешариками. Началом» в этом отношении все как-то очень непросто. Если мультсериал обращается к ученикам начальной школы, иногда передавая приветы проходящим мимо экрана телевизора родителям, то полный метр «Смешариков» говорит только с родителями языком, иногда понятным и детям. И, надо сказать, находится не в самом бодром расположении духа.
Не особенно удивляйтесь, если восьмилетний ребенок начнет скучать минуте на пятнадцатой и оживится лишь ко второй половине мультфильма, когда начнутся погони и чудесные спасения. Не знаю, что там наболело у коллектива смешаричной студии, но всё это время они будут рассказывать вам, взрослым, о том, как это грустно, когда детство заканчивается.
Хотя по сюжету все как раз начинается – действие происходит в досериальное время, когда к большинству персонажей ещё не присоединились медведь Копатыч и пингвин Пин. У этих двоих есть работа в мегаполисе, куда и отправятся остальные смешарики спасать мир.
Путь к спасению начинается с действительно жуткой сцены, где Крош и Ёжик находят допотопный телевизор, напротив которого, сжимая пульт в лапе, сидит скелет динозавра. Уже весело. Когда, пройдя сквозь шторм, герои оказываются в городе, авторы «Смешариков» начинают играть уже почти исключительно на взрослом поле. Многое в сюжете завязано на тонком осмеянии общества потребления и ТВ-мании. Режиссер Денис показывает, как смешарики попадают в тюрьму (где Лосяша явно избивают), как Нюша устраивается официанткой, как они пытаются найти помощь у супергероя из телешоу и что из этого выходит. Добавим к этому дождливый вечно сумеречный город из стекла и металла, огромные свалки машин, оборотней в погонах и кризис среднего возраста. Кстати, в самой счастливой сцене мультфильма все персонажи забинтованы.
Здесь практически нет простых шуток – вместо них вполне серьезная сюжетная линия и тонкие киноцитаты и детали для взрослых. Вот в опасный момент Пин начинает читать In nomine patri. Вот в разгар шторма герои сидят привязанными к мачтам, на них швыряет неопознаваемые чёрные предметы. Вот мимо разваливающегося на части плота смешариков проходит «Титаник».
Не могу сказать, что «Смешарики. Начало» не понравились. Они скорее понравились. Но удивили. Немудрено, впрочем, что после такого экскурса в глубины хандры все эти круглые звери стали теми, кем мы их знаем: весёлыми беззаботными искателями приключений.
Резюме: совершенно не детский фильм, который, впрочем, не решился и как следует обратиться к взрослой аудитории.