Назад к реальности

\\Александр Силаев

Никто ведь достоверно не знает, куда вывезет РФ кризисная кривая. Профессиональный аналитик (т. е. кому деньги платят сугубо за аналитику) может считаться сильным, коли у него сбывается хотя бы 50%. Можно лишь фиксировать факты и видеть контуры того, куда кривая нас потихоньку таки вывозит.

Ну вот факт. В январе падение промышленного производства в РФ к январю минувшего года составило уже 16%. Осенью еще спрашивали: «Неужели будет как в 1998 году?» Нет, конечно. Так уже не будет. В страшном паническом сентябре 1998 года цифра того же падения была 15%. Вот в 1994 году был рекордный месяц, когда производство летело к чертям со скоростью аж 18%. Возьмем рекорд? Почти уже нет сомнения, что возьмем.

Вообще оптимисты думают, что падение будет дальше. Несколько месяцев. Дно случится летом 2009 года. Пессимисты думают, что падение будет несколько лет. О дате дна спорят. Самые радикальные на вопрос: «Когда Россия вернется к потреблению уровня лета 2008 года?» — отвечают: «Никогда».

Внешние боги и демоны

Внятный план, так чтобы прописать по пунктам, плавно перетекая от вопроса «кто виноват?» к ответу «что делать», толком не представил еще никто (возможно, потому, что явный ответ на второй вопрос неявно подразумевает ответ на первый, а до того еще ситуация не дозрела). Настроение: день уже простояли, сейчас ночь продержимся… И вообще пусть правительство думает. Или этот, как его называют? «Вашингтонский обком». Подумает и нам скажет.

Когда с внутренними факторами не очень понятно, разыгрывается надежа на всевозможных «богов из машин». Примерно таких: «Цена на нефть не может быть низкой долго», «Доллар будет девальвирован быстрее, чем рубль», «США упадут еще сильнее, чем мы», «Это мировой финансовый кризис, лишь задевший Россию» (последнюю мантру больше говорили по осени, сейчас уже неудобно — то есть кризис у России действительно свой, отличный от мирового, и он куда глубже, см. статистику). Касательно «доллара» и «нефти» — давайте посмотрим.

Что значит девальвировать доллар США? Его можно девальвировать только к каким-то другим, хоть немного сопоставимым с ним валютам. То есть к евро, юаню, английскому фунту. Кто проиграет в первую очередь? Держатели обязательств, выраженных в долларах. Известно, что «США должны всему миру». Это верно. Почти всем более-менее известным странам, даже Венесуэле — и то должны. Даже России должно правительство США. Но закавыка, что главный долг правительства США — можно назвать его долгом народа США — внутренний, т. е. перед внутренними инвесторами самих США, это около 70% долга. Можно назвать этих инвесторов «мировым правительством», можно не называть, суть та, что девальвация доллара — это удар по внутренним держателям, по своим. Партия демократов — это партия тех самых анонимных инвесторов.

Не кидают так своих. Или, скажем так, своих в американской политике кидают в последнюю очередь. Когда уже больше некого. В общем, где доллар пригнется — рубль подломится. Восемь лет завышали курс, к тому же традиции: грань между волатильностью и национальным кидком как-то более размыта в наших пределах. Впрочем, про то писали, повторяться не будем.

Что до нефти, то есть базовый импортер США и базовый экспортер Саудовская Аравия. Эти страны в одной команде. Можно посмотреть, какую цену на нефть заложили в бюджет те и другие. Можно посмотреть, почем торгуются нефтяные фьючерсы (по сути, мировой рынок нефти вполне себе управляется фьючерсами, особенно если главный экспортер и импортер не имеют существенных разногласий). Разногласий нет. Дорогая нефть разрушает долговременное партнерство — раз, мир может слезть с нефти и вековой ее запас у Саудов вообще пропадет — два. Так что

эпохи дорогой и дешевой нефти чередуются. И они длятся не по полгода. Сейчас ледниковый период, да.

Крупы вместо кофеен

Если коротко, то РФ ежели спасется, то чем-то внутренним. Боги из машин отменяются.

А что у нас изнутри? Один экономист подсчитал, что начиная с 2000 года сырьевой экспорт дал выручку для РФ порядка 2 трлн долларов. Какова прибыль, сказать сложнее, но себестоимость — это в основном а) советские фонды, б) зарплаты чуть повыше, чем в 90-е годы. Нефть и по 30 долларов была очень выгодной к продаже, помним же? Это к вопросу себестоимости… Что можно было сделать на сии деньги? Тот же правдоруб говорит, что это, допустим, 15 млн рабочих мест, созданных с нуля. Модернизация экономики, сопоставимая со сталинской индустриализацией. Тогда англосаксы дали Сталину денег. Много денег под залог войны с Германией. Но… в нынешних ценах это меньше 1 трлн долларов. Да, возможности диктатуры — несопоставимы с возможностями «демократической власти». Но все-таки. Тогда — сменился уклад экономики. А что у нас за первое десятилетие нового века?

И нечего на Путина пенять, коли… он сам про себя говорил: «Я всего лишь наемный менеджер». Я делаю, на что заказ. Заказ населения, включая в оное и чиновников, и олигархов, и миддл-классы, и вовсе уж народные массы. Заказ был выполнен. Заказ, на коем сошлись, был на постановку постиндустриального имиджа и сопутствующего кайфа. Миллиарды шли на реальный закос под ирреальный уклад.

«Сделайте нам так, чтобы мы с ноутбуком посидели в кофейне». Сделайте нам «отделы пиар-продвижения», и «салоны красоты», и «корпоративные отдыхи», и «суши-бары», и чтобы «айфоны», и чтобы «айподы», и чтобы считалось, что это нужно нам по работе. Ведь мы же креативные. И меньше тысячи долларов зарплаты не предлагать. Нет, меньше двух тысяч. Мы же креативные.

Вот этот закос и летит сейчас в трубу. Называется: возвращение к реальности. По сути, вся его формула: «Мы тырнули много сырьевого бабла и поделились с обслугой, та — со своей обслугой и т. д.». А что останется? Вот забавные цифры. В январе 2009 года производство мяса в России выросло на 12%, сахарного песка — на 20%, круп — на 16%. И это хорошо. Россия из сырьевой может стать аграрно-сырьевой страной. Уже прогресс.

Александр Силаев
3 марта 2009

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх