Нужен им берег турецкий

\\Марк Захаров

Красноярские туроператоры после традиционного постновогоднего спада так и не дождались притока клиентов. Туристы с опаской относятся к бронированию туров за несколько месяцев вперед, так как ни компании, ни отели не могут гарантировать сохранения прежней стоимости путевки. Наблюдатели прогнозируют, что недоверие туристов может привести к уменьшению количества игроков на рынке.

Постновогодний синдром

Менеджер туристической компании Миra Анастасия Еремеева рассказала «ВК», что в начале этого года количество клиентов снизилось на 50% по сравнению с предыдущими месяцами. Для справки — в докризисные годы в январе-феврале туроператоры фиксировали традиционный постновогодний спад на уровне лишь 30%.

— Эти месяцы всегда были «мертвыми», но все же не настолько. Мы надеемся, чтообъем покупок вернется на прежний уровень, — отмечает она.

Однако Еремеева не смогла сказать, на чем основан ее оптимизм. Ведь объективно — денег у населения становится меньше, а отдых — вовсе не товар первой необходимости.

Менеджер компании «Авалон» Евгения Сверишевская считает, что ничего страшного в снижении клиентского потока нет. По ее словам, в «Авалоне» в начале года всегда уменьшается объем приобретаемых путевок на 40% — для компании это вполне обычное явление и наблюдалось и прежде.

Однако не все туроператоры полны оптимизма. По словам старшего менеджера «Красноярсктуриста» Арины Дроздовой, в начале года действительно всегда было заметно снижение спроса на путевки, но к середине марта поток туристов выходил на прежний уровень.

— Приходится констатировать, что сейчас никакого всплеска не происходит. В марте люди начинали заранее покупать путевки на юга, а сейчас предпочитают откладывать отпуск, — говорит она.

Руководитель отдела рекламы и PR-группы компаний «ДЮЛА» Анна Шишкина связывает сокращение количества клиентов не только с кризисом, но и с уходом с рынка красноярской авиакомпании.

Тем не менее, оставшиеся у компаний клиенты предпочитают те же направления, что и год назад.

По-прежнему спросом пользуются Таиланд и Египет — зимой и Турция — летом. В «Авалоне» ситуация складывается аналогичным образом. Около 60-65% путевок, как и год назад, приходятся на зарубежные туры. Остальные 35-40% клиентов предпочитают отдых в России.

В «ДЮЛЕ» заметили странную тенденцию — доля покупок зарубежных индивидуальных туров немного возросла.

— Особенно повысилась популярность Европы. Правда, некоторые туристы из экономии средств и времени отказались от зимнего отпуска за рубежом, предпочли выехать на местные базы отдыха. Главный отпуск у большинства красноярцев летом, поэтому более показательным станет летний сезон, — отмечает Шишкина.

Однако в некоторых компаниях доля туристов, пожелавших остаться на Родине, значительно выросла. Например, представитель бюро активного отдыха Samalet Диана Кожемякина замечает, что количество желающих покататься на лыжах в Австрии сократилось примерно на 20%. Люди предпочитают Гладенькую в Хакасии и другие места в России, говорит она.

Вместе с тем Кожемякина соглашается, что у туристов, покупающих туры по родному Отечеству, существенно сужается круг выбора курорта. Объясняется это относительно небольшим количеством раскрученных туристических направлений и отсутствием должной инфраструктуры.

Еремеева скептически относится к тому, что покупка путевки на отечественный курорт помогает туристам сэкономить средства. По ее словам, поездка в Сочи обойдется существенно дороже той же Турции.

— При соблюдении всех равных составляющих (отель, способ доставки, длительность отпуска) поездка в Сочи будет стоить примерно на 10 тысяч рублей дороже, чем поездка в Турцию, — говорит Еремеева.

Останутся сильные

Уменьшение количества туристов и перераспределение потоков на внутренний рынок может погубить слабые компании. Еремеева считает, что этот процесс уже начался — есть компании, в офисы которых клиенты даже не заглядывают. По ее словам, наибольшей опасности подвергаются фирмы без раскрученного бренда.

Дроздова добавляет, что под удар, скорее всего, попадут игроки, не владеющие собственными базами отдыха или долгосрочными контрактами с зарубежными отелями. Она уверена — сейчас такие связи превращаются в более серьезное конкурентное преимущество, чем раньше. Собственная база отдыха позволяет более точно прогнозировать и обеспечивать стабильный поток клиентов.

Сверишевская придерживается противоположной точки зрения. По ее мнению, крупные турфирмы с большим потоком находятся в менее выгодной позиции. По ее словам, потери клиентской базы грозят более солидными убытками в финансовом плане. Правда, у таких компаний существует и более солидная подушка безопасности.

Несмотря на различие позиций экспертов относительно живучести туроператоров,

нынешняя практика показывает, что наибольшее падение количества турпоездок фиксируется в маленьких компаниях.

Как выяснилось из опроса «ВК», крупным фирмам удалось сохранить клиентский костяк и достаточно вольготно чувствовать себя даже при уменьшении объемов продаж. Возможно, в будущем ситуация изменится.

Без гарантий

Одна из причин уменьшения потока клиентов — это нехватка денег. Однако иногда причиной является недоверие туристов к компании, даже если деньги и есть. Сразу в нескольких опрошенных ВК компаниях признались, что клиенты предпочитают не покупать путевки задолго до поездки, опасаясь за сохранность своих кровных.

— Цена зависит от колебаний курса валют и от проблем, которые возникают у принимающей стороны. Они могут запросто поднять цену, и туроператору ничего не остается, как предложить клиенту доплатить. Ни гипотетически, ни практически многие красноярские компании не могут влиять на зарубежных партнеров, — рассказывает Дроздова.
Правда, Шишкина признает, что покупать путевки задолго до поездки все-таки выгоднее как раз из-за растущего курса доллара.

На этом фоне игроки отмечают увеличение конкуренции на рынке.

— Туристические агентства вынуждены искать тонкий баланс между низкой ценой, соблазнительными для клиента акциями и собственной окупаемостью, ведь необдуманный демпинг может потопить весь рынок, — говорит Шишкина.

Марк Захаров
23 марта 2009

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх