Обыкновенная необыкновенность
Слова, вынесенные в заголовок этой статьи, принадлежат Александру Аскольдову, у которого Нонна Мордюкова сыграла если не лучшую, то одну из лучших своих ролей — Клавдию Вавилову в «Комиссаре». Аскольдов вообще написал о Мордюковой удивительно хорошо и точно: «кусок породы, кусок естества». Она действительно была глыбой.
Биография Нонны Мордюковой, как и она сама, обыкновенно необыкновенна: дочь военного и крестьянки, станичница, она после школы, которую
Удивительно то, что Мордюкова, бесспорная красавица и способная молодая актриса нового поколения, получила следующее предложение в кино только тогда, когда шумиха вокруг молодогвардейского эпоса не только стихла, но и забылась. Всеволод Пудовкин позвал Мордюкову на роль Насти Огородниковой в программную послевоенную драму «Возвращение Василия Бортникова» (1952). Спустя три года она сыграла наконец-то главную роль у другого замечательного советского режиссера — у Михаила Швейцера в «Чужой родне». До
Шестидесятые, наверное, были одним из лучших десятилетий в карьере Нонны Мордюковой: за ее героической внешностью Константин Воинов, Леонид Гайдай и Георгий Данелия разглядели недюжинный комический дар, и мы увидели актрису в незабываемых эпизодах в фильмах «Женитьба Бальзаминова» и «Дядюшкин сон» (у Воинова), «Тридцать три» (у Данелии) и, разумеется, «Бриллиантовая рука» (у Гайдая). И в эти же годы на экраны выходят «Председатель» Алексея Салтыкова и «Журавушка» Николая Москаленко, тоже программные фильмы о послевоенных годах.
В
Говорят, Мордюкова всю жизнь огорчалась, что Герасимов не позвал ее, настоящую казачку, на роль Аксиньи в «Тихий Дон» (главную героиню в шолоховском эпосе сыграла тогда Элина Быстрицкая, киевлянка, горожанка до мозга костей). Зато Сергей Бондарчук замечательно точно выбрал для Нонны Мордюковой эпизод в «Войне и мире": она сыграла Анисью Федоровну, экономку дядюшки младших Ростовых, потрясающую своей деревенской красотой женщину, которая появляется в одном из самых важных и самых русских эпизодов романа.
Начиная с
В 1981 году Никита Михалков пригласил Нонну Мордюкову в «Родню», один из своих лучших фильмов. Актрисе, которой по возрасту уже больше подходили роли не матери, а бабушки, представилась возможность сыграть ту, кем она была только отчасти, но кем ее считали большинство зрителей: простую деревенскую женщину, попавшую в город. Роль Марии Коноваловой была сыграна блистательно, а несколько замечательных эпизодов, связанных с этой картиной, актриса описала в своих мемуарах «Не плачь, казачка» («Записки актрисы%raquo;). Кстати об этой книге: конечно, Нонне Викторовне помогали профессиональные соавторы, но ее речь звучит в «Записках» совершенно живой, это действительно замечательный документ, заслуживающий всяческого внимания.
До
Нонна Мордюкова — это ровно полвека кино, от военного героизма «Молодой гвардии» до перестроечной трагедии «Мамы». Она была стихией и явлением природы, на которое нам выпало счастье любоваться.
Источник: Lenta.ru