Очевидная неочевидность
Один знакомый мужик уже три года судится за свой крохотный садовый участок с соседями. Те оттяпали у него метр земли по всей длине, сдвинув забор в его сторону. По документам, которые у мужика на руках, он прав: его земля! Но парадокс: согласно бумагам оппонентов, у них тоже все по закону – это «ихний» метр. Многочисленные суды три года не могут вынести однозначного решения. Верней, выносят. Суд одной инстанции – в пользу одного. Следующий суд – в пользу другого. А третий – вообще требует «донести» еще какие-то справки или выписки, и тогда, мол, он точно рассудит спорящих. И так – по кругу. Чувствую, там до Страсбурга дойдет.
У простого обывателя после знакомства с увесистой папкой «железных аргументов» крыша едет. Посмотришь, полистаешь, и выходит: оба землевладельца правы! В ином порядке бумажки разложишь – прав только один. С другого бока зайдешь – прав другой. Остается только сказать: «Тебя вылечат, и тебя вылечат… И меня тоже вылечат».
Казалось бы, при чем тут Ходорковский? Ведь именно о его «последнем слове» в суде, которым сейчас восхищается вся прогрессивная общественность, редакция и заказала мне этот текст.
А при том. Если уж в споре насчет жалкого садового участка все отнюдь не очевидно, хоть и кажется таковым, то что говорить о сложнейшем деле, затрагивающем интересы тысяч людей, государства, корпораций? О деле, ставшем политическим, в котором фигурируют миллиарды рублей… Деле, базирующемся на сотнях старых и новых законов, часто несовершенных и противоречащих друг другу, в которых черт ногу сломит.
Однако у «прогрессивной общественности», большая часть которой и в хитросплетениях садово-земельного законодательства не способна разобраться, сложилось стойкое убеждение: Ходорковский невинен, как жертвенный агнец.
Что вы… да-да, именно вы, читающий сейчас эти строки, знаете о его деле? Наверное, то же, что и я. То, что опубликовано на сайте Ходорковского: он не виноват! И дело его шито белыми нитками. Вот вам доказательства, вот и вот! На этом стояли и стоять будут адвокаты, которые за час зарабатывают столько, сколько вы – за неделю.
Представим на минутку, что Ходорковского обвиняют не в налоговых махинациях, не в краже собственной нефти… (кстати, вы почем знаете, что «собственной»? На сайте прочитали? Ну-ну...)... а, допустим, в убийстве.
Нет, для чистоты эксперимента - даже не Ходорковского, а господина… Пупкина. Арестовали его по приказу врагов, прижали к стенке и судят: ты зарубил старушку топором! Но господин Пупкин был в тот день на открытии выставки Шагала. Тому есть куча свидетелей, даже видеозапись. А потом он с губернатором шампанское пил - здесь же, в банкетном зале. Короче, с 14.00 до 17.00 никуда не отлучался. Это подтверждают 43 человека. А старушку убили в 15.25.
То, что преподносится в суде над Ходорковским (и вне суда) его стороной, напоминает ровно ситуацию с убиенной старушкой: у обвиняемого – полное алиби! Доказательства невиновности подзащитного настолько прозрачны, что в них обязан поверить даже неграмотный сельский дебил. По словам адвокатов, дело рушится на глазах, и подзащитного должны оправдать – по закону и по совести.
Но прокурор запрашивает для него 14 лет.
Одно из трех: либо этот законник глупей сельского дебила; либо он конченая беспринципная марионетка, которой плевать на очевидные факты; либо знает то (и на этом строит свое обвинение), о чем не рассказывают нам, простым смертным, адвокаты Ходорковского.
Первое отметаем сразу (прокурор бегло читает и умеет писать). Во второе - поверить легко. О «телефонном праве», о том, что закон как дышло, и о том, что у нас любой человек обречен, если попер против системы, в России знают даже продвинутые ПТУшники.
Гораздо трудней поверить в третье. Не хочется верить! Власть столько раз нас обманывала и так себя за последние годы дискредитировала, что даже если она хоть на йоту права, мы все равно ее не будем слушать. Хоть завали она нас доказательствами.
Я ничего не смыслю в уголовно-экономической казуистике высших сфер, поэтому не могу и не имею права судить – виновен ли олигарх, не виновен. Но по-человечески мне Ходорковского жаль. Как и любого человека, попавшего в жернова нашей бездушной судебно-следственной системы. Примерно представляя, какой бардак творился в стране в 90-е годы, когда наживались все эти баснословные капиталы, и часто сталкиваясь с недоделанностью наших законов (когда прав и тот, и другой...), я бы отпустил Ходорковского на все четыре стороны. Или посадил всю первую русскую сотню «Форбс». А то и две. Чтоб ему было не так обидно.
Что касается «последнего слова», то оно хорошее. Сильная речь. Слеза прямо наворачивается. Цицерон со своим Катилиной и Фидель Кастро («история меня оправдает») позавидовали бы. Тут тебе и про идеалы, за которые хоть на плаху, и судью он пожалел, и о судьбах Родины…
Когда-то на выборах я писал тексты не хуже, поверьте. Люди тоже плакали. И что с того? Его все равно посодют. А оправдает ли история – увидим, если доживем.
Источник: Журнал «Я»