От Барселоны до Рима за 14 дней, или галопом по Европам.
Мне нравится ставить перед собой высокие цели и последовательно их достигать. Полтора года назад, в конце предыдущего своего путешествия по Калифорнии и свадьбы дочки, я с сыном Борей решили, что следующее будет в Европу. И самые красивые места, как нам казалось, расположены на берегу Средиземного моря. Европейцы всегда стремились к югу, к морю и теплу, и именно здесь живут многие богатые люди в своих красивых домах.
Ехать, так ехать, и если уж выбрались сюда, то хочется посетить как можно больше городов за минимальное время. Долго находиться в каждом городе просто нет возможности - ни денег, ни времени на отпуск. После долгого размышления мы выбрали наиболее интересный маршрут: от Барселоны до Рима через Венецию и Словению. Венеция- это понятно, её невозможно не посетить, а не отдохнуть пару дней в Словении, которая находится всего в 1.5 часе езды от неё, просто грех. Естественно, что захотелось посетить все самые интересные места по ходу нашего путешествия, а сделать это без автомашины просто невозможно. Я подумывал и об организованной экскурсии, но ни одна из них не могла включить в себя все интересующие нас места. В итоге, наш план выглядел так: Барселона- 2 ночи, Марсель-1, Монако-1, Милан-1, Венеция- 2, Порторож-2, Флоренция- 2 и Рим- 2 ночи. Прилетаем из Тель-Авива в Барселону утром 8 сентября в воскресенье, а улетаем из Рима в ночь с субботы на воскресенье. Я учитывал то, что суббота- это выходной в Израиле, а также то, что часть дней выпадала на праздники. Именно поэтому, чтобы застраховать нас от отсутствия билетов и экономичных отелей, я заказал те и другие как можно раньше, примерно за 9 месяцев. И надо отметить постфактум, что в этом вопросе я был полностью прав, сэкономив сотни долларов. И наоборот, не заказав заранее машину через Интернет, мы столкнулись с массой сложностей, когда ни в одной из 6 компаний “рент а кар” в Марселе не было машины, и только чудом в последний момент мы сумели сделать заказ в компании Европкар на машину из другого города. Вопрос съёма машины усугублялся тем, что большинство компаний запрещает возвращать её в другой стране, а также тем, что в Европе очень мало машин с автоматической коробкой передач, на которой ездит мой сын в США.
Я не ставлю своей задачей подробно описывать достопримечательности каждого из увиденного нами городов - всего этого предостаточно в мире доступной информации. Постараюсь только передать свои ощущения и описать самые интересные места.
После 4.5 часового перелёта мы прилетели в Барселону. Мы - это я и мой сын Боря, моя Любовь и её сын Саша. Как и большинство новичков, мы, естественно, делали массу ошибок, но успешно с ними справлялись.
В результате стечения обстоятельств, мы чуть не опоздали на самолёт из-за системной ошибки по переводу времени на осенне-зимний период. Мой будильник не зазвонил вовремя, потому что время автоматически перескочило на час назад. Подстраховал Борька, который невинно спросил, который час, почему вы не встаёте, ведь уже 3-30 ночи? Когда выяснилась ошибка со временем, началась невероятная спешка. Несмотря на то, что в основном всё было собрано, Боря умудрился забыть свои права на машину. В итоге, я позже взял машину на себя, а вёл её мой сынуля, имеющий значительный опыт езды в Калифорнии. На наше счастье, всё прошло хорошо, нас ни разу не останавливали полицейские и в аварии мы не попадали.
Ещё в израильском аэропорту очень любезный человек, вооружённый бланками и брошюрами, предлагал нам удобную доставку из аэропорта в гостиницу в любом известном городе мира. Стоило это 15 Евро на человека, включая все чемоданы. Мы обрадовались и согласились, как и некоторые другие новички. Как оказалось, можно было свободно и быстро снять такси до гостиницы всего за 20 Евро вместо 60, которые я заплатил.
Прибыв на место, мы не сумели найти свою гостиницу Ramblas Apartaments, находящуюся в самом центре Барселоны, на туристическом бульваре Рамблас, неподалеку от высокой колонны Колумбу, указывающему рукой в сторону Америки. Мы спросили у портье гостиницы, находящейся в следующем доме, но он ничего о ней не знал. Мы обошли весь квартал, надеясь найти гостиницу с заднего входа, спрашивая при этом официантов и кассиров в кафе, но и они отвечали удивлённым взглядом. Мы кружили больше 15 минут с тяжёлыми чемоданами на колёсиках и рюкзаками на спине, переходили на противоположную сторону бульвара с нечётными номерами и названием гостиницы, очень напоминающим нашу, но всё было напрасно - нашей гостиницы с таким адресом просто не существовало. В состоянии, близком к отчаянию, мы снова подошли к номеру дома, где по идее, должна была быть наша гостиница. На этом месте не было никаких вывесок, а был дом с закрытыми дверями и широкие железные ворота. Мы начали тщательно их обследовать и, о чудо! Я заметил внутри этих ворот ещё одну железную дверь и рядом с ней звоночки, среди которых был звоночек с маленькими буквами названия нашего приюта. Я не буду описывать следующие 15 минут, когда мы звонили, катались на лифте, поднимающемся сразу на 3-й этаж, минуя первые 2, тащились вверх пешком и всё никак не могли найти нужный нам офис. Наконец-то мы до него добрались, и нас встретил очень молодой и очень любезный испанец с русским именем Николай. По-русски он не говорил, несмотря на свои дальние корни, но английским владел прилично, и мой американский сын быстро нашёл с ним общий язык. Николай привёл нас в заказанный номер, и мы наконец-то вздохнули радостно, потому что он был большой, 2-х комнатный, чистый, с ванной и туалетом. Какое счастье! Нам выдали целых 4 ключа- от самого номера, от коридора и ещё 2-х дверей на улице. Почему всё это так делалось и камуфлировалось, я до сих пор не знаю. Вскоре после выдачи ключей к нам зашёл Николай и попросил подойти в свой офис. Оказалось, что нужно заплатить за наше пребывание в отеле. Известный и удобный сайт booking.com, на котором я делал заказы всех гостиниц, лишь резервирует апартаменты, но несмотря на то, что я сообщал там все данные о себе и о своей банковской карточке, не снимал деньги с моего счёта. Какая неожиданность! Хорошо, что я запасся приличной суммой в Евро, работая на заводе, как осёл и соглашаясь на все дополнительные смены ради двухнедельного отпуска в году. В тот период, когда я заказывал билеты, у меня было много других покупок через Интернет, и было трудно определить, сколько за что уплачено. Я остерегался, чтобы не заплатить дважды за тот же отель. Как выяснилось позже, Николай был прав, с меня деньги на сайте не снимали, зато в части отелей требовали сразу оплатить до вселение, в некоторых - в конце нашего пребывания, но были и такие, где мы вообще не платили, и тогда они снимали деньги с моего счёта в банке. Если попытаешься обмануть отель, то рискуешь больше не попасть в Европу.
Барселона произвела на всех нас самое положительное впечатление. Теперь я стал лучше понимать чувства сотен тысяч туристов со всего мира, ежегодно стекающихся в этот неповторимый город. Особой популярностью этот город пользуется у израильтян, и мы часто слышали знакомую ивритскую речь.
Перечислять достопримечательности Барселоны - это неблагодарное дело, слишком много времени оно займёт у читателя, да и фотографии этого и других городов можно легко найти в Интернете. Мы сделали около 3000 фотографий и небольших видео за время нашего путешествия, и избранные из них я поместил в свой фотоальбом на google. И всё же не могу не остановиться на самых впечатляющих моментах, после двух дней интенсивного знакомства с Барселоной и нескольких кругов по городу на экскурсионных автобусах по двум линиям, за совместное пользование которыми мы уплатили по 22 Евро с человека.
Это удивительные вечерние поющие и разноцветные фонтаны на площади Испания, спускающиеся от великолепного дворца на горе Монтжуик. Это сама гора Монтжуик, которая переводится с испанского как еврейская гора, и на ней действительно раньше жили евреи, прославившие Испанию в разных областях культуры, науки и торговли. Существует легенда о том, что Колумб перед открытием Америки написал своим друзьям письмо на языке ладино, языке испанских евреев. Не может быть случайностью тот факт, что его корабли открыли Америку именно в год массовой высылки евреев из Испании, когда для них жизненно важным было открытие новых земель, чтобы спасти свою жизнь или улучшить её. Сейчас на этой горе находятся очень многие туристические объекты, смотровые площадки, олимпийский стадион, Испанская деревня и др. Мы с удовольствием гуляли по этой горе и фотографировались. На меня огромное впечатление произвели дворцы, замки и дома выдающегося архитектора Гауди. А самым потрясающим проектом Гауди, несомненно, является собор Святого семейства, Саграда Фамилиа, дело всей его жизни. Запомнился яйцеобразный разноцветный небоскрёб, другие необычные проекты и многие дома, которые удивляют нестандартностью мышления талантливых архитекторов. Такое впечатление, будто этот город давным-давно специально строили для массового посещения туристами. Это что-то особенное, что делает Барселону неповторимой и оригинальной.
Из-за забастовки французских железнодорожников, мы могли добраться до следующего нашего отеля в Марселе только на автобусе. В соседнем здании мы купили билеты на автобус до Марселя, это обошлось мне 24 Евро на человека, и это сравнительно очень дёшево для расстояния более 500 км. Однако нас поджидало ещё одно испытание. Собрав все вещи, мы решили оставить ключи в своём номере и захлопнули дверь. Дойдя до большой железной двери, с которой мы уже сталкивались ранее, мы вдруг вспомнили, что ключ от неё мы сами только что оставили в гостинице. Как её открыть, чтобы успеть на свой утренний и единственный автобус? Офис закрыт и откроется только после отхода автобуса, идти по номерам с просьбой к жильцам помочь нам открыть дверь- может затянуться надолго и есть шанс, что мы не успеем её вовремя открыть. Неожиданно возле наших ворот остановился немолодой испанец. Очевидно, он по выражению наших лиц понял проблему, и тут же открыл железную дверь своим ключом, не задавая лишних вопросов. Какая удача! Какие добрые люди испанцы! Какие мы дураки! До автовокзала мы добрались благополучно на метро, и даже подарили одной женщине 2 оставшиеся на этом билете поездки, всё равно его с 10 поездками было покупать выгоднее, чем платить за каждого из нас четверых отдельно дважды.
Вопрос питания в турпоездке- немаловажный. Везти с собой еду в чемоданах нереально и глупо. Мы взяли с собой суповые пакеты и кипятильник. Суп 2 раза попили, а кипятильником даже не воспользовались, потому что в каждом отеле был чайник, или мы завтракали в этом отеле. После нескольких походов в кафе и Макдональдс, мы неожиданно набрели в Барселоне на большой супермаркет. Мы увидели, что те же самые бутерброды с мясом или сыром можно купить в 3-5 раз дешевле. А если докупить готовые котлеты, колбасу, воду, овощи и фрукты, то можно неплохо покушать в подходящем месте, и это выйдет гораздо дешевле и быстрее. Пригодились наши одноразовые ложки, вилки, стаканы и тарелки, хотя их можно было бы тоже свободно купить в супере.
Выехав в 9 утра из Барселоны, мы приехали на автовокзал Марселя уже под вечер. Мимо промелькнули маленькие города, красивые поля и невысокие горы, покрытые лесами. Мы даже не заметили, как пересекли границу, просто на остановках вдруг начали говорить по-французски и надписи немного изменились.
Не испытывая судьбу, мы взяли такси, и через 10 минут приехали к нашей гостинице Hotel Du Petit Paris, находящийся в 5 минутах ходьбы, но это если по прямой и без вещей, да и то, если знаешь где.
Отель был очень маленький, как бы оправдывая своё название, с очень маленькими комнатами, в которых с трудом помещались наши чемоданы. Зато я заказал 2 номера, где мы почувствовали подобие уединённости. Хозяин отеля был довольной приятный араб, плохо говорящий по-английски, который любезно отвечал на все наши вопросы, но не забыл первым делом попросить деньги за проживание. Главное преимущество этого отеля было то, что он был в самом центре Марселя, и до порта, который считается главной достопримечательностью города, можно было тоже дойти за 5 минут. Быстро разместившись в отеле, мы сразу пошли в город.
Мне рассказывали, что Марсель стал криминальным городом, в котором живёт очень много арабов. К счастью, никаких эксцессов у нас с ними не возникало, хотя можно было предположить, что их действительно немало. Зато туристов было несравнимо меньше, чем в Барселоне. Мы их увидели на следующее утро, когда решили сделать круг по городу на туристическом автобусе. А до этого мы пытались снять машину, как запланировали заранее. Но нам этого не удалось ни на железнодорожном вокзале, ни на следующее утро в аэропорту. В Марселе автомашин на съём в тот же день и без предварительного заказа просто не было. Как я писал выше, нам просто крупно повезло, что вообще сумели заказать машину, да ещё и автомат. Правда, мы её могли получить только в Монако и на следующий день.
Из достопримечательностей Марселя могу отметить прежде всего порт, вокруг которого расположены красивые, здания, замки, церкви, минореты и т.д. Очень понравился уголок Дали на набережной, где находятся многие скульптуры в его стиле, хотя и выполненные другим мастером. Мы с удовольствием там фотографировались. В Марселе находится остров Иф, описанный у Дюма в знаменитом романе “Граф Монте-Кристо”. Эдмон Дантес, аббат Фариа- такие узнаваемые имена. Запомнилась очень красивая Базилика Нотр Дам де ла Гард, находящаяся на горе и хорошо видная со всех уголков Марселя и церковь Санта-Мария Маджоре. Особого восторга этот город у нас не вызвал, на улицах грязновато, кроме центра смотреть особенно не на что.
Около 14-00 мы сели на поезд и за 22 Евро на человека уже через 2.5 часа были в Монако. По дороге мы видели красивые вилы на берегу моря, небольшие бухты, каменистые пляжи, небольшие города возле спокойного моря. Это были Канны, Ницца и ещё какие-то помельче. Было удобно ехать в быстром поезде, легко обгоняющем большинство машин, едущих по скоростному шоссе. Мы доехали до Монако. Вокзал находится внутри горы, и по шикарным мраморным переходам с эскалаторами мы быстро выбрались на белый свет. Мы увидели красивый ухоженный город, находящийся в огромном горном ущелье. Стали искать такси, чтобы добраться до нашего отеля, находящегося в Cap d'Ail в 4-х км от Монте-Карло, но их просто не было. Как не было никаких экспрессов или автобусов, едущих в этот город. И тут я неожиданно вспомнил, что мы проезжали на поезде этот самый городок перед самим Монако или Монте-Карло, что одно и то же. Мы вернулись назад на станцию и сели на поезд, едущий назад. За всё время поездки на поезде у нас ни разу не проверяли билеты, и мы подумали, что не случится ничего страшного, если мы проедем 1 станцию бесплатно. Приехав на нашу станцию, мы увидели маленький 10-местный автобус. Нам опять повезло, потому что автобусы бывают редко, такси тоже нет, а наш недорогой отель, как и сам городок, находился на самом верху горы. Как бы мы добирались наверх с чемоданами? Проезд на автобусе стоил всего 1.5 Евро с человека, что показалось мне просто бесплатно. Наш отель Hotel Edmond's находился внутри ресторана, и хозяин владел тем и другим одновременно. Я привычно расплатился за 1 ночь в отеле, мы быстро сбросили вещи, наскоро обмылись и быстро выскочили оттуда, чтобы добраться поскорее до Ниццы. Повод был более, чем весомый - кроме знакомства с городом, мы собирались отметить день рождения моего сына в хорошем ресторане известного курортного города.
Ницца- вполне приличный город, с большими 6-этажными плотно стоящими друг к другу зданиями. Около 15 минут мы быстро шли к набережной, и добрались туда, когда уже немного стемнело. Очень много людей сидело в маленьких ресторанчиках и неторопливо кушали разные вкусные вещи по цене от 17 Евро за порцию. Мы немного прогулялись по набережной, сфотографировались возле чуть ли не единственной достопримечательности Ниццы- рядом стоящих двух красивых отелей, и пошли искать ресторан для празднования Борькиного 25-летия. Он выбрал его сам, и у нас было прекрасное настроение. Мы по очереди поздравляли моего сына и желали ему всего самого хорошего. Наше настроение ещё больше улучшилось после бокала вкусного и крепкого французского вина. Нас даже совсем не расстроил тот факт, что пришлось идти на гору пешком к нашему отелю, а на следующее утро этот же путь мы совершили вниз к станции поезда, но со всей нашей выкладкой. Мы торопились, потому что машину нужно было получить до 10 часов утра, и нельзя было допустить, чтобы кто-то её у нас перехватил.
Мы вторично приехали в Монако, но вышли со станции с другой стороны. Рядом было справочное бюро, и Борька уверенно пошагал туда. Симпатичный парнишка дал нам карту города и объяснил, как добраться до Европкар. Это было почти на другом конце города, но он сказал, что пешком это минут 15-20. Нам показалось, что это недалеко, и мы бодро пошли вперёд с нашими чемоданами. Впереди шёл Борька и я, а чуть позади или намного позади Любовь с Сашей. Я часто озирался, боясь их потерять. Мы видели городские автобусы, но не знали, куда они идут, а рисковать боялись. Вот таким образом мы шли по очень чистым улицам Монако, миновали то место, где были вчера, одолели не очень высокую горку, прошли мимо знаменитого казино с кучей туристов вокруг, миновали небольшой парк, и уже через пару минут добрались до нашего пункта назначения. Нас встретил за стойкой огромный улыбающийся негр, и мы бы безумно рады видеть его искреннее гостеприимство, которое означало, что всё в порядке, машина будет в наших руках! Мы получили почти новое Пежо-308 автомат с незначительной вмятиной на заднем крыле. Всё оформили на меня, благо я позаботился о своих правах и паспорте. Неважно, что я уже много лет не водил машину, главное- это права. И ещё 900 Евро за 10 дней. А также 1000 Евро, которые взяли с моего счёта как депозит и обещали вернуть после возврата машины в аэропорту Рима. Мы были очень рады, что сумели-таки снять машину, а её цена уже не была столь важна. Учитывая, что автомат примерно в 1.5 раза дороже машины с ручным приводом, а также то, что мы возвращали её в другой стране, цена не казалась чрезмерной. Все наши 4 чемодана поместились в багажник, и даже осталось немного свободного места.
Дальше и до самого аэропорта в Риме мы уже передвигались на своей машине. Монако - очень маленький город с большой скученностью домов и машин. Борьке так и не удалось найти даже временную стоянку возле казино. Объехав его 2 раза, мы были вынуждены удалиться к набережной, и только там случайно нашли подземную стоянку. Мы были очень голодны, а наших любимых супермаркетов нигде не было видно. К тому же, мы торопились, потому что к концу этого напряжённого дня должны были добраться до своего отеля в Милане через Геную. Мы пошли перекусить в кафе на набережной и пофотографироваться. Минуты ожидания в кафе мне казались вечностью, хозяйка явно не торопилась, и мне пришлось даже её немного поторопить. Это вызвало неудовольствие как хозяйки, так и всех моих попутчиков, но зато спустя минуты 2 появились наши заказанные блюда. Мы ещё немного покрутились по набережной, купили несколько сувениров, сделали видео и вернулись к своей машине. По дороге на стоянку на нас чуть не наехала очень крутая красная машина с мощным мотором и открытой кабиной. Мы ещё успели увидеть какие-то выставочные залы, семью русских туристов с капризным мальчиком, большие яхты в гавани, красивый королевский дворец на вершине горы, а дальше нас уже вёл вперёд наш любимый прибор GPS, для которого Борька успел купить на ebay сд-карточку с картой всей Европы за 20 долларов. Этот прибор нас здорово выручал всю дорогу, и уже невозможно представить, как можно путешествовать без него.
Мы проезжали по извилистой дороге какие-то небольшие французские городки, а потом неожиданно они же стали итальянские. Мы проехали Сан Ремо, но потом оказалось, что это ещё не Сан Ремо, а настоящее было чуть дальше. Ничего особенно выдающегося я не заметил. Обычные здания, отели, сады и в конце - Макдональдс. Я знал, что это надёжное место, где всегда можно найти бесплатный туалет, и это очень важно в путешествиях по Европе.
Нам надоело плестись по извилистой дороге, наш навигатор показывал, что до Генуи более 4-х часов езды. Как же так, ведь раньше в гугле было написано, что от Монако до Милана всего 3 часа. Я посмотрел вокруг и увидел красивый мост в ущелье, по которому быстро ехали машины, и предложил Борьке выбраться на скоростное шоссе. Он поковырялся в своём приборе, переключил какую-то штучку и нашёл другую дорогу. Вскоре мы уже мчались по скоростному шоссе, въезжая в многочисленные туннели не снижая скорости. В среднем она была около 140 км/час, но мы совсем не чувствовали шероховатости дороги. Нас иногда слева обгоняли на большой скорости разные машины, но Борька не переживал, вёл машину спокойно и уверенно. Он был очень рад, что мы нашли эту дорогу. Часа через полтора мы добрались до Генуи. Я был удивлён огромному количеству мотоциклистов. Возможно, это транспорт номер 1 в Италии, но в Генуе их было особенно много. Увидев какой-то вокзал, мы припарковались рядом. Но это был почти мираж. Разбитое грязное здание, возле которого толпились какие-то подозрительные личности типа бомжей. Один из них начал делать судорожные движения, напоминающие утреннюю зарядку, и многие одобрительно смотрели на него. Даже туалета там не было, и пришлось искать какие-то дальние углы. Добравшись почти до центра Генуи, мы решили остановиться и выйти погулять.
Любопытно, что центр города находился как бы внизу, в ущелье. На крышах некоторых домов парковались машины. Мы видели вдалеке красивые здания, и нас неудержимо потянуло вниз. Мы спустились вниз на лифте и попали в другой красивый город. Довольно быстро мы добрались до самого центра, это была красивая большая площадь с фонтаном, памятником Гарибальди и красивыми зданиями вокруг. Мы вошли в какой-то переход и стали искать кафе, потому что очень хотели есть. Зашли в какое-то большое помещение, где продавали пищу. Борька разговорился с какими-то ребятами по-английски, и стал очень радостным и оживлённым. Оказалось, что в этом месте можно купить любую воду за 7 Евро, и потом получить право набирать себе любое количество еды. Мы так и сделали, и были очень довольны и сыты. Я помню много буфетов в Америке по 10-15 долларов, где можно было брать любую пищу в любом количестве, но в Европе это был первый для нас прототип буфета. Жаль, что их так мало здесь. Обратная
дорога заняла больше времени, мы просто не туда пошли, но в конце концов нашли свою машину.
Дорога в Милан была похожа на дорогу в Геную. Тоже огромное количество туннелей, тоже отличная дорога и тоже платная дорога. Примерно 4 Евро за 100 км, или на практике около 1 Евро за 15 минут езды. Сколько труда было вложено в эту дорогу до Милана или до Генуи! Такого количества туннелей я никогда не видел, во всём Израиле нет такого количества, сколько есть на любой из этих дорог.
Милан поразил нас какой-то вычурной красотой, чистотой и интеллигентностью. Я понял, что именно этот город должен был быть законодателем моды в музыке и одежде. У него был какой-то высокий стиль.
Самые запоминающиеся достопримечательности- это старинный замок Сфорца и конечно же, великолепный готический собор Дуомо. Недалеко от него расположен знаменитый театр Ла Скала, а буквально напротив него- великолепный памятник Леонардо да Винчи. Мы не могли не побывать на стадионе Милана, где играл Шевченко, нас удивил оригинальный памятник иголке и нитке в самом центре Милана, как- бы напоминая о том, что это центр моды. Тогда памятник композитору Верди – это напоминание о величии оперы в жизни не только Милана, но и всей Италии, всего мира. Красивый, богатый и стильный город. Финансовый центр Италии. Нам было жаль покидать Милан, но впереди нас ждали очень интересные города, и ближайший из них – Верона.
Верона – это мировой центр романтики и искренней любви. Невозможно не отождествлять Верону с “Ромео и Джульетта” Шекспира. Там до сих пор есть балкончик Джульетты, куда стремятся попасть многие девушки со всего мира. А рядом- бронзовый памятник Джульетте, у которого правая грудь намного светлее левой, потому что влюблённые касаются её и произносят клятву любви своей избранной. В Вероне мы видели красивую церковь и 2 гроба возле неё, но это саркофаги не шекспировским влюблённым, а правителям города из семейства Делла-Скала. Нельзя не вспомнить огромную арену, на которой происходят представления и в наше время, а недалеко от неё красивую центральную площадь Эрбе, на которой находятся множество магазинчиков и блошиный рынок. На этой площади, как мне показалось, есть место для казни преступников, и там сохранился нашейник для этого бедолаги. В этом небольшом городе есть ещё много красивых зданий и памятников, не зря туда приезжают ежедневно тысячи туристов, идущих по узким улочкам города плотным потоком.
По дороге из Милана в Венецию мы успели не только основательно исследовать романтическую Верону, но и заскочить на полчаса в известный город Падуя. Как и в любом итальянском городе, в Падуе много церквей и красивая центральная площадь, вернее даже 3 смежных площади. Запомнилась оригинальная высокая скульптура белой женщины, как бы сложенная под 90 градусов, которая высилась возле красивой церкви. Если начать обходить эту фигуру, то в определённой точке она сложится ровно пополам. Буквально рядом находилась другая небольшая симпатичная церковь, возле которой тоже был монумент с обнажённой женщиной, сидящей в необычной позе. Вероятно, жители Падуи явно очень небезразличны к женскому полу.
В тот же день к вечеру мы наконец-то добрались до Венеции. Дорога пролетела быстро, и с приближением к городу как-то захватывал дух. Знаменитая, неповторимая Венеция, покажи нам свою красоту и свои каналы! Большой номер на 4-ых в гостинице Hotel Primavera мы сняли в стороне от центра Венеции, к которому все туристы подъезжают на автобусах или на поезде. Экскурсию мы начали с самого утра следующего дня. Центр Венеции состоит из множества каналов, узких улочек и нескольких больших площадей. Никакого автомобильного движения там нет, поэтому нет смысла ехать туда на своей машине. Единственный транспорт- это моторные лодки, теплоходики или гондолы для туристов. Десятки тысяч туристов непрерывно идут по улочкам Венеции сквозь сотни магазинчиков, киосков и базаров в направлении к главной площади Венеции- площади Сан-Марко с одноименным красивейшим собором на ней и знаменитой красной башней. Рядом – великолепный Дворец Дожей, а с главной набережной открывается потрясающий вид на многие дворцы и скульптуры Венеции. Среди них выделяется огромная розовая скульптура сидящей беременной женщины- инвалида без рук. Очень оригинальный взгляд на мир и представления о прекрасном у человека. Рядом – знаменитый Большой канал, по которому мы поплыли на переполненном теплоходике, фотографируя всё вокруг, включая дворцы, мосты, гондолы и огромные океанские лайнеры, полные туристов. Красивая, неповторимая, удивительная, обшарпанная, неотремонтированная, неотразимая, всегда притягивающая внимание миллионов туристов со всего мира.
Я очень люблю побродить в незнакомом городе, вот и в Венеции мы пошли наугад, вглубь города, надеясь, что куда-нибудь в конце концов выйдем. Мы случайно вышли на большую и очень красивую площадь, в центре которой стояла огромная церковь и, как обычно, воин на коне. Мы вошли внутрь этой церкви или храма, и поразились его величине и красоте. По бокам стояло множество скульптур воинов, знатных людей или ангелов, а вдалеке сидели люди и слушали проповедь. У нас не было времени долго там находиться, и пока не стемнело, мы пошли дальше. Через каждые несколько минут ходьбы мы обнаруживали новый канал. Мы пошли вдоль одного из них, и неожиданно набрели на супермаркет для местных жителей, потому что он был вдалеке от туристических трас. Это было очень вовремя, потому что мы здорово проголодались, гуляя на свежем воздухе, а цены в кафе кусались, да и есть там было особенно нечего. Мы хорошо затоварились там, а потом сели на ступеньках одного из мостов через канал и с удовольствием покушали, одновременно наслаждаясь видом на канал и на проплывающие мимо нас гондолы. Уехать из Венеции без сувениров и подарков я не мог, и кроме обязательных для каждого города магнитиков на холодильник, я купил всем нам футболки с видом прекрасного города. Мы выбрались красивое место и успели сфотографироваться в новых футболках, пока не стемнело окончательно. Наше состояние было близкое к эйфории, хотя ничего спиртного мы не пили.
Мы посоветовались по поводу наших ближайших планов. Мы всегда советовались в нестандартных ситуациях, учитывая все голоса. Как ни странно, но мы единогласно решили, что Венецию мы взяли полностью, и завтра утром поедем прямо в Порторож, отдыхать в хорошем отеле Словении с бассейном и прочими удобствами.
По дороге в Порторож мы проехали приморский город Триест с красивым дворцом в центре города, возле которого толпились молодые люди и кажется, слушали какого-то музыканта или певца. Больше ничего особенного, кроме порта, там не было. Я почему-то был уверен, что это уже Словения, но оказалось, что Италия. Нам об этом сказал очень симпатичный мотоциклист на заправке. Когда Борька начинал говорить с кем-то на хорошем английском, к нему сразу начинали относиться внимательней, а если узнавали, что он живёт в Калифорнии, то отношение ещё более улучшалось, вплоть до восторженности. Многие итальянцы, французы и испанцы, возможно, считали жителей Калифорнии чуть ли не небожителями, людей из рая. Я знаю, что в этом раю далеко не всё райское, и там тоже приходится тяжело работать, зарабатывая на жизнь, но условия проживания сравнительно лучшие, чем во многих других местах. А без труда не вытащишь даже рыбку из пруда.
Отель Vile Park в Портороже находился в очень удобном месте для туристов и отдыхающих, в бухте Средиземного моря, закрытой горами от северных ветров и дождей. Нас ожидали 2 прекрасных номера с видом на море и горы, рядом был бассейн и джакузи, пляж и приятная набережная, где можно было побеседовать вволю, а также воспользоваться бесплатным и быстрым Вайфаем для Интернета. В большинстве гостиниц не было бесплатного Интернета, а даже если и был, то очень медленный. Именно в Портороже мы наконец-то пообщались с друзьями, проверили почту и узнали последние новости в мире. Оказалось, что можно жить и без Интернета, без новостей. В нашем отеле была также прекрасная столовая со шведским столом, где мы бесплатно завтракали и поужинали. Что-то похожее на рай. Основные обитатели этой гостиницы и ещё 2-х смежных – это пожилые люди, приехавшие сюда не столько для отдыха, сколько для получения лечебных и грязевых процедур.
В первый же день нам захотелось куда-то поехать, и мы выбрали местную знаменитую пещеру Постойна Яма. Мы боялись, что на следующий день пойдёт дождь, и он осложнит наше путешествие. Прямо налегке, в летней одежде мы выбрались в путь на нашем любимом Пежо. Расстояние было чуть больше 50 км, через горы, и с помощью навигатора мы легко нашли эту пещеру. Мероприятие осложнилось тем, что в горах начали быстро сгущаться тучи, и на нас полился сильнейший ливень. Приехав на место, ливень прошёл, но мы обратили внимание, что все туристы, которых было там множество, одеты гораздо более тепло, чем мы. Оказалось, что внутри пещеры постоянная температура от 8 до 10 градусов. Нам стало страшно, что мы замёрзнем, и мы купили тонкие курточки в киоске, которые должны были спасти нас от холода. Оказалось, что на входе можно было взять тёплое пальто типа шинели за 3.5 Евро. Ещё оказалось, что это очень знаменитая пещера и самая большая к Европе. Внутри её туристы садятся на длинный электропоезд по 2 места и едут в самый её центр, где продолжают экскурсию пешком около 1.5 км. Пещера Постойна Яма просто поразила наше воображение сказочными картинами, огромными залами с разноцветной подсветкой и чудными формами сталактитов и сталагмитов. Её посетило уже более 35 млн. туристов со всего мира, очень красивое место. Совсем не жалко было 23 Евро на человека.
Нам так понравилась эта пещера, что на следующий день мы решили поехать к ещё одной пещере, Шкоцанская. Это совсем другая пещера, но тоже очень красивая, хотя и без вагончиков. Для того, чтобы туда войти, нужно было пройти более часа по горной тропе с изумительным пейзажем вокруг. Перед походом мы посмотрели фильм о пещере, но билеты за экскурсию не захотели покупать. Увидев завораживающий пейзаж и вход в пещеру, мы вдоволь нафотографировались там, но решили не идти дальше, потому что далеко, мы немного устали за поездку, а у меня немного побаливала пятка от долгих походов по городам. Зато дикой природой мы налюбовались вдоволь.
Всё хорошее быстро заканчивается. Дорога нас звала вперёд, тем более, что нас на следующее утро ожидали новые интереснейшие города - Феррара, Болонья и Флоренция.
До Феррары мы ехали довольно долго, около 4 часов, в основном по скоростным трассам. Мы долго ехали по живописной ровной долине северной Италии, где с правой стороны вдалеке видели высокие альпийские горы. Многие из них были украшены снежным покровом, над которым стояли тёмные тучи. Долина была солнечная и многоводная, потому что тучи не могли перевалить через горы. Чудесное место. По обе стороны шоссе двигалось огромное количество грузовиков. Я никогда раньше не видел столько автофургонов на дороге.
Про Феррара особенно рассказывать нечего. Небольшой городишка, в центре которого стоит старинный замок со рвом, вокруг и внутри которого ходят несколько десятков туристов, а на площади стоит 1 туристический автобус. Мы честно отметились в этом замке, сделали несколько фотографий, и с ощущением выполненной задачи поехали дальше.
Город Болонья значительно больше, чем Феррара, да и намного красивее. С помощью нашего навигатора мы не только подъехали к самому центру Болоньи, но и чуть не заехали на пешеходную зону. Доверяй, но проверяй. Несколько раз Борька чрезмерно доверял своему прибору, и нам приходилось объезжать лишние километры, чтобы вернуться к правильному маршруту. Мы поняли, что в сомнительных случаях следует больше доверять указателям на дороге. Подъехав так близко к центру, мы не смогли найти подходящей автостоянки, и во избежание неприятностей, Борька с Сашей спокойно остались в машине, а я с Любовью пошли вдвоём покорять очередной город.
Мы прошли переулок с симпатичными статуями и сразу вышли на центральную площадь, в центре которой стоял красивый памятник Нептуну. Этот памятник изображён на всех эмблемах Болоньи. Как ни странно, итальянцы любили создавать памятники с обнажёнными мужчинами, будь то Давид, Моисей или этот самый Нептун. Если в Падуе мы обратили внимание на двух обнажённых женщин перед церквями, то в Болонье - голый мужик на центральной площади. Какие-то подозрительные мысли закрадываются, размышляя об этом. Далее мы прошли к высокой старинной башне, находящейся внутри жилого квартала с узкими улочками возле куполов церкви. Оказалось что в Болонье есть ещё как минимум одна высокая башня. Очевидно, в давние времена у этого города было много врагов и требовалось постоянно следить, чтобы они внезапно не напали на него. Я успел заметить двух симпатичных девушек-официанток, беседующих между собой по-русски. На шее у одной из них была массивная золотая цепь с какими-то золотыми собачками. Ещё один раз я успел услышать русскую речь у немногочисленных туристов Болоньи. Мы успели ещё заскочить внутрь большой и красивой церкви, но продолжать путешествовать по городу мы уже не могли из-за ожидающих нас детей, да и смотреть особенно уже было не на что. По дороге мы увидели ещё несколько красивых памятников, и на этом наши впечатления о Болонье закончились.
Вечером того же дня мы добрались до нашей гостиницы Nord Florence во Флоренции. Гостиница находилась вдалеке от центра города, но поблизости от автобусной остановки. Учитывая, что ехать на машине в центр Флоренции бессмысленно, можно сказать, что расположение её было удачным. В ней же останавливались при нас группы туристов из Санкт-Петербурга и Японии. Мы решили перекусить, отдохнуть и лечь пораньше, чтобы назавтра с самого утра начать обозревать знаменитый город, о красоте и величии которого так много были наслышаны.
О Флоренция! Тобой не зря восхищаются миллионы людей со всего мира! Не зря здесь жили и творили гениальные Микеланжело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джотто, Боттичелли, Брунеллески, Макиавелли и многие другие. Что-то неотразимое и заманчивое есть в самом облике и в дворцах этого великого города. Мы воспользовались туристической автобусной экскурсией по городу, чтобы лучше с ним ознакомиться. Экскурсия стоила около 20 Евро на человека, но безусловно была очень полезна и интересна. Как всегда, мы слушали комментарии на русском языке. Описывать шедевры Флоренции очень непросто, тем более, что они открыты в Интернете и в миллионах книг и брошюр об этом городе.
Меня потрясла фигура Давида на высокой смотровой площадке Флоренции. Сколько сказано об этом, но она удивляет и восторгает при знакомстве с ней воочию. Великолепен вид города сверху, где хорошо видны красные купола храмов и церквей, зелёный купол огромной синагоги Флоренции, красивые мосты и здания этого чудесного города, лежащего в долине. На горизонте видны невысокие горы, как бы опекающие или оберегающие это сокровище. Во Флоренции очень много дворцов, музеев, памятников и всего того, что привлекает в неё миллионы туристов.
По дороге к главной площади Пьяцца дель Дуомо расположен большой рынок и масса маленьких магазинчиков, торгующий кожей всех видов и сортов, различными поделками и подделками, сувенирами и т.д. и т.п. Мы не смогли спокойно пройти мимо этого места, и я после не очень долгих поисков и прикидок купил сыну в солидном магазине очень красивую и модную кожаную куртку и пояс с большой пряжкой в виде американского орла. Борьке всё очень понравилось и было ему весьма кстати. Любочке я купил кожаную сумку и осенние туфли, за что получил тёплый искренний поцелуй.
Во Флоренции, как и в Венеции, Милане, Барселоне и других европейских туристических городах, можно увидеть на рынках или возле туристических достопримечательностей огромное количество нелегальных эмигрантов со всего мира, предлагающих купить у них сувениры, шляпы, очки, сумки, летающие и пищащие безделушки, и другую всякую всячину. Мы постоянно на своём пути видели таких продавцов из Африки, Бангладеш, Пакистана, Тайланда и других близких к ним стран. Очевидно, это своеобразные мафии, потому что они занимаются определённым бизнесом, и только выходцы определённых стран. Периодически полиция гоняет их, но они, как птицы или мухи, вновь возвращаются на свои места. Впечатление они создают не самое приятное, но это постоянная реальность таких городов, с которой очень тяжело бороться.
Нас восхитила центральная площадь Флоренции с собором Санта-Мария дель Фиоре. Очень оригинальное и красивое творение человеческих рук. Мы видели также огромный собор на площади с большой 6-угольной лепной звездой в центре этого здания. Наверно, евреи были не последние люди в этом великом городе. В этом окончательно убеждаешься, когда подходишь к огромной красивейшей синагоге с зелёными куполами, которая находится чуть в стороне от центральной площади. На фасаде здания и на заборе видны надписи на иврите. Возле синагоги мы впервые увидели 5 или 6 вооружённых карабинеров, охраняющих это здание от ненужных провокаций. Сфотографироваться они нам разрешили, но внимательно наблюдали за нами. Сделав прощальный круг на туристическом автобусе, мы, полностью удовлетворённые, завершили нашу экскурсию по Флоренции. Замечательный, красивейший город. Окончательную точку, или восклицательный знак мы сделали в пиццерии, скушав огромную вкуснейшую пиццу на четверых.
На следующее утро мы отправились в Рим через Пизу. Пиза- это, конечно, Пизанская башня. Если бы она не наклонилась, то вряд ли была бы столь знаменита. Ещё Галилео Галилей в средние века бросал с неё камни разной величины вниз и обнаружил, что оба предмета достигают земли в один и тот же момент, то есть скорость их падения одинакова. Результаты его эксперимента с Пизанской башней в дальнейшем послужили основой для формулирования законов классической механики. Рядом с башней находятся 2 огромных красивых храма, а также столб, на котором находится бронзовая волчица, вскармливающая двух детей, Рома и Ромула, основателей Рима. Огромное количество туристов приходит полюбоваться Пизанской башней, и мы в том числе. Башня и всё это место производят сильное впечатление.
Вернувшись на стоянку, я обнаружил, что передняя дверь нашей машины немного перекосилась и не закрывается. Внутренний механизм немного опустился. Мы обратились за помощью к местному механику, но тот не смог нам помочь и послал к другому. Тот послал нас ещё дальше, потом мы добрались в ближайший пункт Пежо, потом в более крупный пункт, но никто не мог нам помочь отремонтировать дверь, а ехать с открытой дверью было просто опасно: на повороте влево дверь могла открыться и потянуть меня за собой. Наконец-то мы добрались в очередную мастерскую с помощью молодого сотрудника фирмы Пежо. Мастер посмотрел и сказал, что это будет стоить 40 Евро. Мы с Борькой переглянулись, и я тихо ему сказал, что это почти бесплатно, потому что я готов был на гораздо большую сумму расходов за ремонт. Я боялся, что нас могут остановить полицейские и придётся заплатить большой штраф, или же придётся платить очень дорого в Риме при сдаче машины. Буквально через 5 минут дверь была в порядке, а мастер, узнавший, что Борька из Калифорнии, даже не хотел брать за неё деньги. Я не мог согласиться с такой несправедливостью, уж слишком рад я был тому, что он нас выручил. Я чуть ли не насильно засунул ему 40 Евро в карман, и он радостно заулыбался.
Дорога из Пизы в Рим была долгая, более 4-х часов, потому что не было скоростных участков. Борька хотел ещё заехать в город Сиена, потому что на своей итальянской футболке увидел название этого города, но я сумел отговорить его от этой авантюры. Мы потеряли несколько часов из-за починки двери, а Сиена лежала немного в стороне от дороги на Рим, к ней не было скоростных путей, было уже поздно и темно, и мы бы в этот день не успели бы в свой отель Bijou Rome Guest House.
К гостинице мы добрались примерно в 23-30. Все двери были закрыты, и Борька позвонил в звонок. Вначале никто не ответил, но через пару минут кто-то проснулся и начал говорить по-итальянски. Нам даже открыли дверь калитки, я зашёл внутрь, но все двери жилого дома были закрыты и никто нас не встретил. На ужасном английском и с периодическим отключением связи парень по ту сторону пытался объяснить нам, что мы опоздали, что никого нет и уже не будет, и что нам предлагают поехать взамен в другой отель. В какой- мы не могли понять, и как туда добраться- тем более. За помощью Борька обратился к местному жителю, который подъехал на машине к своему дому и удивлённо смотрел на нас. На наше счастье, этот итальянец неплохо говорил по-английски, а главное, он искренне решил помочь нам. С готовностью он подошёл с Борькой к звонку и долго беседовал с потусторонним парнем по-итальянски. Потом он всё перевёл на английский и подробно объяснил и нарисовал, где находится запасной отель. Наш навигатор не мог найти этот отель, слишком долго искал. Мы сердечно поблагодарили доброго самаритянина и поехали, чётко следуя его схеме. Тогда, когда я был почти уверен, что мы едем не туда, и неизвестно где он находится, да и вообще название отеля было неточно написано, мы его нашли. Это был отель Palacavicchi, и как оказалось, довольно неплохой, с большой комнатой и отличным завтраком. Правда, до Рима было далековато добираться. Мы подумывали отдать свою машину раньше срока, но теперь этот вопрос был снят с повестки дня.
Рим- это огромный красивый город, и к нему ведут все дороги. Раньше я уже был с Любовью в этом городе, когда путешествовал с ней на теплоходе, но у нас было всего около 5-6 часов на всё, и мы физически не успели всё интересное посмотреть. Сейчас у нас было нетто полных 2 дня, и мы были настроены очень решительно, хотя и немного подустали. Как и в предыдущих больших городах, мы воспользовались услугами туристического автобуса. В отличие от Барселоны, в Риме нельзя было пересаживаться на другую линию, но в общем-то, все они были близки друг к другу, да и стоили примерно одинаково. Мы заплатили 22 Евро за голубую линию с 10 остановками, на которых можно было выходить и входить когда угодно. Билет действовал 24 часа, поэтому мы им пользовались 2 дня по полной программе.
Конечно же, мы останавливались возле Колизея, где погибло, по некоторым данным, до 500 тысяч гладиаторов за всё время, среди которых около 70% были евреи. Чем не концлагерь старого типа? Римляне считали евреев самыми лучшими воинами, кроме себя, естественно. Около 98% гладиаторов погибали, но оставшиеся 2 получали свободу, римское гражданство и почёт. Они убивали себя сами на арене по приказу хозяев, их убивали дикие звери, они гибли в восстаниях. Лозунг “хлеба и зрелищ!” неожиданно принимает совсем другие окраски. Жестокие нравы.
Мы останавливались возле площади Венеции с грандиозным дворцом и музеями внутри, возле автовокзала, где садились, ещё в нескольких местах, но главное- это Ватикан. Невозможно побывать в Риме и не быть в Ватикане, в дворце Святого Петра и в музеях Ватикана. В этот раз мы исправили своё предыдущее упущение, купили билеты по 16 Евро и наконец-то проникли в святая святых ватиканских музеев с их жемчужиной - Сикстинской капеллой Микеланжело. Мы ни секунды не пожалели о потраченных деньгах, впечатления окупились сторицей. Я не ожидал увидеть столь огромный и интересный музей. По величине его можно сравнить с крупнейшими музеями мира, разве что Эрмитаж будет побольше. В ватиканских музеях хранятся огромное количество красивейших скульптур, картин, фресок, огромных ковров, ручных изделий и много другого. По дороге к Сикстинской капелле проходишь много других не менее красивых капелл и потрясающе расписанных залов. Это не может не вызвать чувства восторга и преклонения перед работой выдающихся мастеров прошлого. В самой Сикстинской капелле люди останавливаются и подолгу рассматривают сюжеты. Фотографировать там запрещено, но любопытство гораздо выше, и мы с Борькой умудрились сделать несколько снимков без флеша. Рим нас покорил, мы долго бродили по его красивым улицам с бесконечным количеством памятников на каждой площади или перекрёстке. Не найдя стоянки в центре и поставив машину вдалеке от него, мы с трудом нашли её по разным приметам. На следующий день мы решили задачу проще, оставив её возле ближайшего к нам метро и доехав до центра за 1.5 Евро.
Рим - всегда Рим, это вечный город, и им можно восхищаться бесконечно. Нам же пришло время оканчивать свою удивительную поездку в аэропорту Фиомичини. Мы залили бензин до конца и благополучно сдали свою машину. Всех израильтян отправляют в отдельно стоящий Терминал 5, где находятся постоянно вооружённые полицейские. Нас не забывают. Долетели до Тель-Авива мы благополучно, не расплескав своих впечатлений. Их хватит надолго!
29-9-203
Табачник Геннадий
Хайфа