Отчет о поездке в Японию, часть 1, Токио
Некоторые наверное знают, что мы с Тёмой ездили в Японию в 2008 году. Пора поделиться фотками и воспоминаниями об этой замечательной поездке в «будущее». :)
Часть первая. Перелет и первые впечатления
Съездить в эту замечательную страну хотелось давно, но попасть туда не представлялось возможным ввиду того, что визы японское консульство выдает неохотно и далеко не всем подряд. Компания «Сакура-моторс» в лице Александра и Анатолия согласились помочь получить нам рабочие трехмесячные визы. После нескольких месяцев выжидания, наши документы были таки поданы и спустя некоторое время в паспортах красовались наклейки с надписью Japan Visa.
Мы (Андрей и Артем) планировали провести в поездке две недели, посетить несколько городов, посмотреть достопримечательности, известные географические и исторические места. В качестве городов пребывания были выбраны: Токио — шесть дней, Нагоя — три дня и Осака — пять дней. Через интернет были выбраны и забронированы гостиницы, достаточно удобно было делать это при помощи Google Earth — выбрали гостиницы, которые расположены в пределах 1-2 километров от крупных железнодорожных станций, чтобы тратить меньше времени на транспорт.
В аэропорту Ташкента
Выбор авиакомпании перелета по экономическим причинам пал на Узбекские авиалинии, лететь предстояло через Ташкент: Красноярск — Ташкент (Ту-154), Ташкент — Токио (Боинг 757). Общее суммарное время в полете около десяти часов прошло в предвкушении запаха сладкого японского воздуха. Впечатления от перелета Красноярск — Ташкент: Ту-154 был достаточно почтенного возраста, но пилот, судя по посадке в Ташкенте, был мастером своего дела, очень деликатно и практически незаметно приземлились мы в столице Узбекистана. Несколько часов провели в здании аэропорта и выдвинулись к месту регистрации на рейс Ташкент — Токио. Сразу заметили большую группу японских туристов, которые регистрировались на рейс вместе с нами, в основном это бабушки и немного дедушек, видимо они возвращались из туристической поездки. Судя по всему, Узбекские авиалинии достаточно успешно продают свои билеты по всему миру и используют удобно расположенный Ташкент как перевалочный пункт между многими странами и городами.
Контроль пассажиров в аэропорту своеобразный, если даже в Красноярске все более-менее культурно: есть корзинки для обуви и одежды, в которые по отдельности кладешь свои вещи. То здесь они тоже есть, но стоят в сторонке, а все вещи тупо складывают на ленту рентген-аппарата. В общем, не церемонятся тут с пассажирами, да и пассажиры (местные жители) этого, как оказалось, не замечают, для них это в порядке вещей. На лицах японцев же был виден небольшой шок от происходящего, но они стойко переносили эти тяготы и лишения перелетов Узбекскими авиалиниями.
После еще небольшого ожидания в зале вылета мы пошли на посадку в самолет. Боинг оказался современным, под потолком висели жидкокристаллические мониторы, на которых во время полета демонстрировались данные: высота полета, скорость, расстояние до пункта назначения, время в аэропорту назначения, а также карта, на которой был изображен самолет и его расположения относительно поверхности земли. Также на этих мониторах во время полета демонстрировались фильмы, но смотреть их не хотелось, за иллюминатором самолета был такой вид, что нельзя было оторвать глаза. Самолет летел над хребтом Тянь-шань, пустыней Гоби, пролетали несколько озер, с высоты десять тысяч метров обозревать все это было очень захватывающе, трудно передать словами. Горные вершины, одни покрыты снегом, те, что пониже — все зеленые. Горные реки и озера, города и деревни, все как в программе Google Earth, очень красиво, благо день выдался солнечным, туч и облаков под нами не было.
На подлете к островам Японии стюардессы выдали нам миграционные карты, которые нам предстояло заполнить для прохождения паспортно-визового контроля в аэропорту Нарита города Токио. Спустя некоторое время, после того, как мы разобрались с картами мы летели уже над страной восходящего солнца, солце уже садилось за горизонт на западе, остров погружался в темноту. Стоит отметить, что в Японии очень своеобразный часовой пояс, он всего на +1 час отличается от Красноярского, а географически страна находится достаточно далеко на востоке. Отсюда рассвет в 4-5 часов утра и закат в 6-7 вечера, для нас было достаточно необычно, учитывая то, что мы привыкли видеть закат летом часов в 9-10 вечера.
Подлетая к городу Токио пред нами предстала чудескная картина ночного города, точнее сказать ночной страны, потому что на всем протяжении взгляда мы видели только огни, где-то больше, где-то меньше. Виднелись освещенные стадионы, дороги с передвигающимися по ним машинами.
Посадка в аэропорту Токио прошла ощутимо жестче, чем в аэропорту Ташкента, самолет просто брякнулся на взлетно-посадочную полосу. Так мы оказались на японской земле. :)
Видео про перелет
http://www.youtube.com/watch?v=Q4DEGEdryqg
Поманеврировав по оргомному аэропорту Нарита, самолет подъехал к шлюзу, через который мы попали внутрь аэровокзала. Трудно передать чувства и ощущения, которые мы испытывали шагая по длинным переходам аэропорта, проезжая на эскалаторах, поднимаясь вверх и опускаясь вниз. Это и восторг, и ощущение чего-то нового, интересного и необычного, того, что ждет нас впереди, того, что ты один из тех счастливцев, которым удалось попасть в эту волшебную страну.
Экспресс аэропорт Нарита — Токио
Что нас сразу поразило, так это чистота и аккуратность во всем, что нас окружало. Все было как будто вчера построеное, пол, стены, окна, все сияло чистотой. Даже воздух был какой-то сладкий. :) Навигация по переходам аэропорта привела нас на точку паспортного и таможенного контроля, который представлял из себя несколько секций: одна секция для прибывших граждан Японии, другая секция для тех, кто уже посещал страну, следующая — для тех кто тут впервые, тоесть для нас. В секции для японцев они сразу выстроились в аккуратную очередь, не толкались, не щемились чтобы пройти вперед всех, как это принято, например, у русских. В остальных секциях стоял специальный человек, который следил за порядком и приглашал следующего приезжего к окошку для оформления документов на въезд. После того как проверили наши паспорта, нас сфотографировали и сняли отпечатки больших пальцев специальным устройством, после этого нас пропустили дальше, в зону таможенного контроля. По легенде мы были механиками, которых фирма отправила в Японию чтобы работать, разбирать автомобили, грузить запчасти в контейнеры и отправлять на родину, это все нам предстояло объяснить японским таможенникам. Еще в Красноярске мы прошли специальную подготовку, чтобы это все грамотно и правдиво объяснить при въезде в страну. :) Как оказалось пройти таможенный контроль не сложно, мы по-английски объяснили цель нашего визита, ответили на несколько простых вопросов относительно нашего пребывания, показали свой багаж и получили разрешение ступить на землю самураев и гейш.
Крытая ЖД-станция в аэропорту
Тут же в аэропорту мы обменяли доллары на йены, а также поменяли наши купоны на Japan Rail Pass. Пару слов о Japan Rail Pass. JRP — это проездной документ, позволяющий приезжему туристу пользоваться услугами железнодорожного транспорта внутри страны бесплатно и практически без ограничений. Причем купить купон на его можно только вне Японии, а по приезду в страну обменять купон на сам проездной. Мы заблаговременно приобрели купоны в Москве, проездной на две недели на взрослого обошелся чуть больше 11 тысяч рублей, по сравнению со стоимостью транспорта в Японии это достаточно недорого, зато можно не думать о том, сколько стоит проезд на городских поездах или на шинкансене из города в город. Первую же бесплатную поездку мы совершили на поезде Narita Express из аэропорта в столицу Японии, путь составлял около 40 минут. В течение этого времени в вагоне поезда на специальном табло отображалось наше движение, прибытие на различные станции. Нужно сказать, что поезда тут уходят и приходят всегда вовремя, за время нашего пребывания ни разу не было замечено опоздание или отставание поезда от графика своего движения. Четкость и аккуратность у японцев в крови.
Информационное табло, показывающее движение поезда
Главный вокзал японской столицы — Tokyo Station — это оргомное сооружение, насчитывающие 6 или 7 уровней, связанных между собой эскалаторами, лифтами и переходами. На каждом из уровней находятся по несколько платформ, на которые прибывают и отправляются поезда, городские, пригородные, междугородние, экспрессы и шинкансены (поезда-пули). При виде всей этой громадины и количества находящихся внутри людей голова идет кругом, сориентироваться в этом потоке людей и информации поначалу очень сложно, хотя здесь присутствует море указателей и табличек. Так вот, прибыв на вокзал мы двинулись было к выходу, только их тут оказалось несколько штук, куда идти и в какую сторону мы не знали, но у нас с собой были распечатки местности вокруг вокзала с отмеченным отелем на ней из Google Earth. Найдя на вокзале на стене карту близлежащих районов мы стали сранивать нашу распечатку с ней, и... каково было наше удивление, когда мы не нашли сходства. Около часа мы пытались найти нужные нам улицы по картам, ходили от одного выхода к другому, но тщетно. В чужой стране, не говорящие на местном языке, уставшие (всетаки 7-часовой перелет), с чемоданами на руках и с полным непониманием куда нам нужно двигаться в глазах мы уже было отчаялись. Но нам пришла мысль прибегнуть к помощи местных железнодорожников, показав им карту мы выяснили что нам надо сесть на метро на красной линии и двигаться до определенной станции, нам указали выход к этой ветке и мы пошли. Тут выяснилось, что наш проездной не действует на линиях подземного метро, пришлось покупать билеты в специальных автоматических кассах, в чем нам опять же помог один из местных. Он просто увидел, что два туриста стоят и смотрят на этот автомат как бараны на новые ворота, видимо просто не мог пройти мимо и не помочь. Стоит отметить, что японцы очень дружелюбные и отзывчивые люди, даже если ты не просишь помощи, но они видят что она тебе может понадобиться, они ее предложат, не говоря уже о том, что они всегда откликнутся если ты их об этом попросишь. Проезд на метро в Японии достаточно дорогой и оплачивается по количеству остановок которые нужно проехать, например поездка на одну остановку стоит 160 йен, на две — 290, на три — 410 и так далее. После покупки билетика его нужно опустить в щель автомата на турникете, автомат напечатает что-то на нем и отдаст обратно, потом, на станции назначения на выходе билетик снова нужно опустить в щель турникета, и если все верно вас выпустят, но если вы проехали больше остановок, чем покупали — придется доплатить, для этого на каждой станции на выходе стоят специальные автоматы для доплаты.
Выбравшись из метро на поверхность мы оказались на достаточно оживленной улице и принялись за поиски нашего отеля, разумеется пришлось снова прибегнуть к помощи аборигенов, которые надо сказать не очень разговаривают по-английски. Напомню, что на улице было уже очень темно, практически ночь. В результате столь долгих поисков мы наконец нашли наш отель JAL City Hotel, и были этому несказанно рады. :) На ресепшине необходимо было просто показать распечатку брони номеров с сайта отеля и предоставить свои паспорта, нас быстро оформили, мы оплатили проживание и поднялись в наш номер. Он располагался на 12 этаже и оказался очень уютным, хотя и небольшим. Две кровати, тумбочки, стол, стул, журнальный столик, кресло, ЖК-телевизор, телефон, туалет с ванной, все что нужно и ничего лишнего. Приняв душ и переведя дух мы решили прогуляться по ночному Токио и заодно поесть, спустились вниз, прошлись по близлежащим улицам, немного освоились. Нашли местную харчевню, в которой можно перекусить, на улице возле нее висели плакаты с каринками предлагаемой тут еды и ценами на нее. Обычно в таких забегаловках продаются комлексные блюда включающие в себя в разных вариациях суп мисо, порцию риса, кусок мяса или рыбы, жаренная королевская креветка, зелень, яйца. Расчет в таких кафе обычно автоматизирован так же как прожажа билетов на метро — стоит автомат с кучей кнопок, каждая из которых заказывает то или иное блюдо, опускаешь в автомат деньги (купюры и монеты) выбираешь блюдо, автомат печатает купончик и сдает сдачу, отдаешь купончик человеку за стойкой и он готовит тебе блюдо. Все просто и эффективно.
Видео про отель
http://www.youtube.com/watch?v=yp5dsuk6W0Q
Поужинав, купив в автомате холодный чай мы двинули в сторону нашего отеля отдыхать после столь длинного и насыщенного дня. Однако ночь нам принесла не менее интересный сюрприз, этой ночью в Токио было землетрясение, мы почувствовали несколько достаточно сильных толчков. Наш номер в гостинице располагался на 12 этаже и на такой высоте ощущать это все было достаточно страшно. В добавок ко всему само здание отеля (скорее всего и все остальные в Японии) построено с учетом сейсмической активности и при землетрясении складывается такое ощущение что оно вот вот развалится, что стены и перекрытия не связаны между собой и гуляют туда-сюда сами по себе. Таким образом земля нас убаюкала и едва закрыв глаза мы вырубились.
Проснувшись утром, мы выпили зеленого японского чая и двинули на улицу, гулять по японской столице. Попутно выяснили, что наша распечатанная карта показывает расположение отеля не относительно главного вокзада Tokyo Station, а относительно другого большого вокзала — Shinjuku Station, туда мы и направили наши ноги, попутно рассматривая все, что попадалось нам по пути.
Обратили внимание, что на фасадах всех зданий есть пожарные гидранты, а на их крышах стоят емкости с водой, должно быть здесь такие правила строительства, что на каждом здании должно быть все, чтобы потушить пожар. Здания стоят близко друг к другу (между некоторыми нет и полуметра), поэтому если загорится одно, то пламя быстро может охватить и стоящие рядом дома.
На многих японских домах находятся пожарные гидранты
Электрические провода и кабели здесь сходятся на столбах-развязках, их нагромождение, трансформаторы и прочие электротехнические детали — обычная картина почти для всех районов города.
Электрические развязки
Как отмечалось выше, в Токио все находится почти в идеальной чистоте, на улицах чистый асфальт, к которому можно прикасаться руками или присесть на бордюр не боясь испачкаться. Чистые дома, аккуратные деревья и кустарники, растущие вдоль улиц, разметка на дорогах как будто вчера нарисованная. Интересным образом устроены большинство пешеходных переходов на перекрестках. Переходить улицу можно не только под углом 90 градусов к обочине, но и перекресток по диагонали, об этом говорит нарисованная зебра.
Улица, где находился наш отель
Воздух даже в центре города на оживленных улицах не пахнет выхлопом автомобилей, скорее всего потому, что здесь качественное топливо и строгий контроль за экологичностью выхлопа двигателей. Автомобили двигаются почти бесшумно, нет ни звука мотора, ни подвески, только шуршание шин. Только байкеры любят нарушить тишину, много раз видели «модных» японцев, разъезжающих на чоперах с прямоточными глушителями, «кричат» они достаточно громко, на всю улицу.
Разметка ограничивающая скорость 40 км/ч
Центр Токио достаточно зеленый
Если кто помнит — на этом перекрестке снимались несколько эпизодов фильма Форсаж 3: Токийский дрифт.
Одна из центральных площадей города — Shibuya
Видео: возле станции Shibuya
http://www.youtube.com/watch?v=_crO0TJ20AE
Неподалеку заметили дядечку в юбке :)
Во многих местах стоят специальные урны для сортировки мусора, бумага, пластик, стекло и металл — все выбрасывается отдельно и сортируется в момент, когда человек кидает мусор в урну.
Сортировочная урна
Просто грузовик, а за ним бетономешалка
Велотакси, предлагают поездку по городу
Своеобразно организованы коммуникации домов — все трубы и, зачастую, лестницы вынесены за фасад здания и располагаются на улице. Это удобно в случае если прорвет трубу, никого не затопит, и ремонтировать удобнее, все снаружи и на виду. Для нашего климата, конечно, не приемлемо.
Коммуникации домов
Окружающие большой перекресток улицы очень уютны, на них расположено много магазинчиков и закусочных. На одной из этих улиц мы нашли суши-бар, в котором решили перекусить. Классический суши-бар — это стойка-конвейер построенный кольцом, внутри стоят повара и готовят суши и ролы. Принцип обслуживания прост, можно присесть за стойку, бесплатно налить себе зеленого чая и выбирать с конвейера те суши, которые понравились. После того как наелся, подзываешь официанта, он считает количество пустых тарелочек и составляет чек, например в этом баре одна тарелочка с порцией суши стоила 120 йен (около 25 рублей).
Суши-бар
Видео из суши-бара, как повар готовит суши
http://www.youtube.com/watch?v=q85CBvM5G7U
Офисное здание
Флагштоки закрепляют бутылками, наполненными водой
Застройка города очень плотная, но среди домов есть небольшие островки с парковками, все они платные со специальными автоматами для приема денег и блокирующими устройствами. Очень много многоярусных парковок, как с автоматизированными лифтами для подъема машин, так и просто бетонных с пандусами.
Блокирующее устройство на парковке
Что удивило, во всех городах очень много такси, иногда взгляд выделял чуть ли не половину такси-машин на дороге из всех. Неужели всем хватает пассажиров и дохода, хотя проезд в такси достаточно дорог. У всех такси автоматически открывающаяся задняя дверь, то есть машину пассажир вообще не трогает, все открывает водитель со своего места. Разумеется во всех такси есть счетчики и навигаторы. Мы воспользовались услугами таксомотора пару раз: когда опаздывали на поезд и когда добирались до автомобильного аукциона, но об этом позже.
На этом снимке 4 машины — такси
Здесь я подробнее остановлюсь на описании транспортной системы Токио. Она включает в себя наземные городские поезда компании JR (по-нашему РЖД), нечто похожее на метро, только поезда ездят на поверхности, станции расположены не сильно далеко друг от друга, поэтому мы пользовались преимущественно этим видом транспорта для передвижения по городу. Также есть подземное метро, станции расположены поближе друг к другу, чем станции наземной сети. Этим видом транспорта пользовались редко, т.к. наши проездные там не действовали. Кроме городских поездов есть экспрессы, пригородные и междугородние поезда. Назвать их пригородными и междугородними можно лишь потому, что на них можно доехать из одного города в другой или из одного крупного района города в другой. Токио уже давно стал метрополисом, слившись с близлежащими городами и деревнями. На данный момент метрополис Токио состоит из 23 городских районов и около 40 других городов и деревень. Например, поездка из Токио в Йокогаму на поезде занимает всего час и фактически поезд едет все время по городу, настолько все застроено, что границ между городами уже нет. Все эти поезда ходят по одной рельсовой системе, на одну и туже платформу может прибывать как городской поезд, так и междугородний, тип поезда, маршрут его следования, время прибытия и отправления отображается на специальном световом табло на пироне.
Кроме того в Японии есть и скоростные поезда-пули (Shinkansen), также принадлежащие компании JR, которые ходят между крупными городами. Скорость таких поездов составляет 250 км/ч и для них проложены отдельные пути с пологими поворотами, на таких путях даже стыков рельс не чувствуется и нет привычного стука колес. А когда едеш на нем — закладывает уши.
На платформе станции одной из линий JR
Следующая серия через пару дней.