Пионерия. Стоит ли о ней грустить?

\\Полина Челпанова

День 19 мая, когда-то известный как день рождения Пионерской организации имени В. И. Ленина, уже давно не является ни для кого праздником. Что, конечно же, объяснимо. Канул в лету «Союз нерушимых», канул вместе со многими его составляющими, в том числе и с его молодежными организациями — комсомолом и пионерией.

Для людей моложе тридцати пяти пионерия — это всего-навсего полстранички в учебнике истории России. В то время как для многих из нас пионерия — самая светлая грусть по детству, молодым родителям, легкая тоска по упорядоченным, пусть и бестолково упорядоченным, временам.

Пионерские лагеря с общими построениями по утрам и перед сном, с песнями у костра и штабами пионерской дружины. И даже если и были во всей этой огромной системе досадные мелочи, вроде необходимости знать наизусть устав организации или обязательство носить пионерский галстук при полностью застегнутом под горло школьном платье или рубашке, то сейчас мы их, конечно же, давно и благополучно забыли. Зато помнятся веселые апрельские и майские субботники, посадка деревьев, сбор металлолома и макулатуры. Помните, как мы, школьники, смело стучались в любые двери и вежливо интересовались, не найдется ли в доме макулатуры?

А день приема в пионеры? Можно ли забыть его? Когда даже у самого распоследнего хулигана и двоечника вдруг начинало бешено колотиться сердце, когда на его шею впервые повязывали красный пионерский галстук. И всем нам, едва мы выходили на улицу, сразу же становилось нестерпимо жарко, ну, просто невозможно, до чего жарко, даже если зима и мороз. А на груди, словно так и должно быть — новенький галстук. И мы, делая вид, что не обращаем на него внимания, все время смотрели на него, как он трепещет на ветру, поправляли его незаметно, распахивали пошире пальто.

Что же это было? Идеология? Говорят, что да…

Итак, пионерской организации нет уже почти двадцать лет. И вот что кажется мне странным: как могло такое случиться, что за два десятилетия не пришла на смену попранной пионерии какая-либо другая молодежная организация? Пусть не настолько идейная, не такая однобокая, в чем принято обвинять пионерскую организацию, пусть даже не такая массовая, ведь об обязательном вступлении в ее ряды уже не может быть и речи.

Жаль, что новая Россия так и не придумала никакой альтернативы организации, объединяющей детей! Неужели не хватает времени у новых российских политикоaв с их армиями профессиональных пиарщиков, имиджмейкеров и прочих разработчиков разных политических концепций на создание и продвижение новой, современной молодежной организации? И надо ли говорить, что именно такое движение с детства будет прививать юным россиянам веру в свою страну, ее единство, ее духовную силу и мощь?

Ни одной удачной попытки создания работающего детского или молодежного объединения в нашей новой России пока нет. При этом не затихает стон о том, как наши дети через одного становятся «эмо», «панками», «готами», «риветхедами» и прочими «неформалами». А может, это и есть их попытки объединиться в некую организацию? Всю бы эту энергию, да в мирных, как говорится, целях… Однако не до того…

Не имея особой задачи злобствовать по поводу новых времен, без коммунистической ностальгии, все же замечу, что сюда же можно смело «привязать» и еще одну новую русскую проблему — отсутствие хорошей детской литературы. Гарри Поттер — это, конечно, здорово, но вот русских аналогов заморскому мальчику-магу так пока и не нашлось. И мы, сами родом из детства, нет-нет да и подсовываем своим детям книжки Аркадия Гайдара, Валентина Катаева и Владислава Крапивина.

И ведь нравятся! Тоже идеология? Нет, и быть не может. Но это уже совсем другая тема. А пока еще несколько слов о пионерской организации.

Идея ее создания в том виде, в каком знаем ее мы, принадлежала Н. К. Крупской. Именно она, супруга вождя, предложила создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Символика, девизы и прочие пионерские атрибуты были почти полностью заимствованы у скаутов. Так, например, три лепестка лилии на скаутском значке заменили на три языка пламени, символизирующие три поколения коммунистов: пионеры, комсомольцы и коммунисты. Скаутский девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!» были взяты без изменений, однако в них уже звучал коммунистический призыв к борьбе. Скаутской же была и структура пионерской организации — звенья, отряды, дружины.

И вот немногочисленное движение скаутов, которое в 1917 году насчитывало около пятидесяти тысяч ребят, к середине тридцатых годов превращается в огромную, всесоюзную организацию с самоуправлением и четкой структурой. А к 1970 году она насчитывала уже более двадцати миллионов. Пионерия не оставила забытым ни один, даже самый отдаленный уголок Советского Союза. Пионером становился каждый школьник от 9 до 14 лет.

Итак, пионеры стали достаточно значимой частью советского общества. Критика, которая впоследствии со всех сторон обрушилась на юных ленинцев, была, конечно же, справедлива. Действительно, довольно однобоко использовали власти политически ретивых пионеров в сталинские времена. Доносы, которые писали юные пионеры во все инстанции, включая газету «Пионерская правда», наверное, должны остаться на совести их «старших товарищей».

Зато в годы Великой Отечественной Войны пионеры, что называется, полностью реабилитировались...

Распавшись, пионерская организация частично воплотилась все в том же скаутском движении, которое сама в свое время проглотила. И цифра, которой на сегодняшний день исчисляется российский скаутинг, очень похожа на ту, что была в далеком 1917 году.

Вот и информация к размышлению. А пока, бывшие пионеры, давайте, как говорится, помянем!

Полина Челпанова
19 мая 2009

Источник:  ШколаЖизни.ру

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх