«Прогулка среди могил»: Шантаж, наркотики и гуманизм
Накануне в прокате появился новый фильм Скотта Фрэнка с впечатляющим названием «Прогулка среди могил». Получилась бурная, но меланхоличная смесь детектива, триллера и криминальной драмы, которой не хватает внятной интриги и индивидуальности.
Мэттью Скаддер (Лиам Нисон) уже не работает полицейским, в начале 90-х он победил алкогольную зависимость и добровольно ушел на пенсию, но детективную карьеру не забросил — берется за особо интересные, особо грязные дела и, как выражается сам, «иногда принимает подарки от своих клиентов». Новая работа — похищение, шантаж и последующее расчленение жены одного из героиновых поставщиков. И это только начало. Отказаться от работы Мэттью не может и не хочет... Дальше действие развивается в лучших традициях криминальных триллеров на просторах неприветливых и грязных улиц Нью-Йорка с перестрелками, тяжкими раздумьями, пытками и грубыми телефонными переговорами. Роль, конечно, создана для Лиам Нисона, который в новом фильме повторяет «Заложницу».
Казалось бы, в сюжете есть зацепки, позволяющие Скотту Фрэнку снять не проходной детектив, а сделать глубокую философскую зарисовку об искуплении вины, обостренном чувстве справедливости, гуманистических идеалах главного героя, мужской принципиальности и борьбе двух зол. Но, к сожалению для нас с вами, этими зацепками режиссер не пользуется: дальше краткого пересказа первоисточника (одноименной книги Лоренса Блока) действие не идет, хотя попытка надстроить некие смыслы над обычным детективом есть. Выполнена только одна простая задача — снабдить краткое содержание нужной картинкой для создания атмосферы. Никакой интриги здесь нет, детективный сюжет заканчивается за пять минут, философия не становится интересной, а та самая прогулка среди могил все длится и длится... А ведь могло получиться так интересно — даже из блестящей игры Лиама Нисона, которому роль принципиального гуманиста идет не меньше, чем вельветовый пиджак, можно было выжать куда больше.
Зато кино не упрекнешь в плохой картинке. Скотт Фрэнк берет отличные планы и ракурсы, демонстрируя «лучшие» черты Нью-Йорка — беспризорных подростков, заплеванные переулки, городских сумасшедших, мрачноватые особняки и гнездовье преступности разных сортов. Атмосфера окутывает фильм плотным туманом и не оставляет от первой минуты до финальных титров, а такая работа — дорогого стоит. В целом, лучший эпитет, подходящий к картине — это «стильный».
Не поругаешь режиссера и в ловком жонглировании эмоциями. Скотт Фрэнк заставит вас и сопереживать наркобаронам, и захотеть как можно изощреннее расправиться с главными злодеями, и сетовать на оплошности участников детективной игры.
И все-таки фильм получается скучноватым. Он не тянет на полноценное кино — больше всего происходящее на экране хочется сконцентрировать в меланхоличной короткометражке, а не высиживать два часа в зале, ожидая пустой развязки и наслаждаясь заплеванными улицами и подвалами далекого города. Это проходной триллер с хорошим актером — это почти все, на что можно рассчитывать.