нет данных погоды

Ребенок-левша: «Подарок судьбы» или «наказание»?

\\Психолог Алена Москвина

У вас родился малыш. Он растет, каждый день он другой, каждый день «новый». Но вот проходит какое-то время, и вы вдруг понимаете, что ОН НЕ ТАКОЙ как все: что ОН ЛЕВША. Для многих родителей эта «непохожесть» до сих пор звучит как приговор. А так ли это? А стоит ли пугаться и расстраиваться, если ваше чадо - левша? Какие они - люди, у которых доминирует левая рука? Леворукость - это «подарок судьбы» или «наказание»? Как сделать так, чтобы максимально приспособить своего ребенка к праворукому миру? Одним словом, вопросов много. Попробуем разобраться.

Начнем с констатации факта: левшей в мире становится все больше и больше. В большей степени это результат того, что теперь уже никто не ведет борьбу с этой «неправильностью».

Откуда берется леворукость?

Как и многие другие особенности человека, леворукость предопределяется особым устройством мозга человека. Наш головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою особую собственную функцию. Правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое полушарие - правой. Как правило, у человека эти полушария неравноправны, одно из них доминирует. Получается следующее: если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминирует правое - левшой. Так как левое и правое полушария отвечают каждое за свой тип обрабатываемой информации, то отличия левши и правши не заканчиваются на том, что один человек работает в основном левой рукой, а другой - правой.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты, ЛОГИЧЕСКИ. Благодаря его работе мы понимаем смысл речи, абстрактные понятия, способны к классификации и анализу объектов окружающего мира.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ обрабатывает информацию, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственные функции, ИНТУИЦИЯ. Оно воспринимает интонационную сторону речи.

КОГДА И КАК МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, какая же рука у Вашего ребенка доминирует.

КОГДА? Некоторые ученые считают, что «право- леворукость» можно определить уже в 2-3 месяца, другие полагают, что в норме окончательно доминантность руки формируется примерно к 4 (иногда к 5) годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и выполнять прочие операции то одной рукой, то другой. Подобная ситуация означает, что доминантность полушария у малыша еще не установилась, остается ждать. Но в любом случае, родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша их чадо или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой - развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку (вспомните незабываемую школьную фразу: «Дети! Возьмите ручку в правую руку!»), это может привести к переутомлению, невротизации ребенка, отвращению к занятию письмом.

КАК? Если ваш ребенок совсем МАЛЕНЬКИЙ, то в определении ведущей руки поможет метод наблюдения. Наблюдая за ребенком, отмечайте, какой рукой он выполняет те или иные действия: держит ложку, рисует, совершает активные действия во время игры (захватывает погремушку, бросает мяч, нанизывает бусы, берет предметы, что-то открывает).

Поможет в определении ведущей руки ряд простых заданий, которые каждый родитель может проделать самостоятельно.

  1. Открывание коробочки. Ребенку предлагают несколько коробочек (например, спичечных коробков). Задание - найти спичку, бусинку, монетку в одной из них.
  2. Открывание пузырьков. Предложите своему малышу открыть несколько пузырьков с закручивающейся крышкой.
  3. Вытирание поверхности тряпочкой. Ребенок протирает тряпкой доску, шкаф, стол - любую поверхность.
  4. Колодец. Ребенку предлагают построить колодец из брусков конструктора или спичек.
  5. Бросание предмета. Пусть ребенок поймает брошенный вами предмет, например мягкую игрушку, и бросит ее в стоящую рядом корзину.
  6. Развязывание узелков. Предложите ребенку развязать несколько неплотно завязанных узлов из шнура средней толщины.
  7. Поднимание предмета. Попросите ребенка поднять с пола небольшой предмет.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ? Во всех заданиях обращайте внимание, КАКОЙ РУКОЙ ВЫПОЛНЯЮТСЯ АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: открывание-закрывание коробки, откручивание крышки. Во избежание случайности повторите эти задания несколько раз. Запишите, в скольких пробах ребенок использовал правую, в скольких - левую руку. Явное преобладание первого или второго числа говорит в пользу право- или леворукости.

Помимо ярко выраженных левшей и правшей существуют люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, - АМБИДЕКСТРЫ (от лат. ambo - оба и dextera - правая рука). Таких мало, и часто их способности объясняются тем, что на каких-то этапах развития они подвергались переучиванию, т. е. своеобразной тренировке неведущей руки. Однако встречаются люди с врожденной амбидекстрией, но такое случается крайне редко.

Если число проб, выполняемых правой и левой рукой, приблизительно равно, сосредоточьтесь на рисовании и письме, поскольку именно это важно для правильной подготовки к школе. В течение нескольких дней предлагайте ребенку разные задания:
— нарисовать что-то;
— перерисовать образец;
— раскрасить рисунок;
— заштриховать силуэт;
— обвести фигуру по трафарету и пр.

Обратите внимание на:
— то, в какую руку ребенок САМОСТОЯТЕЛЬНО берет карандаш;
— когда результаты ЛУЧШЕ, КАЧЕСТВЕННЕЕ - когда он рисует правой или левой рукой;
— в какой ситуации он МЕНЬШЕ УСТАЕТ.

Для детей ПОСТАРШЕ И ВЗРОСЛЫХ существуют специальные ТЕСТЫ. Вот некоторые из них.

  1. «ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК». Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками кисть правой руки ложится на предплечье левой, считают, что испытуемый является правшой. И наоборот.
  2. «АПЛОДИРОВАНИЕ». В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой, а левши, соответственно, делают все наоборот. Этот тест более информативен для взрослых, а дети обычно хлопают обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу (неслучайно по результатам многих тестов среди детей выявляется больше амбидекстров, чем среди взрослых). Взрослые амбидекстры также аплодируют параллельно размещенными ладонями.
  3. «ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ». Общее правило в данном случае такое: человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  4. Прост и показателен тест на точность выполнения задания при одновременной работе правой и левой руками. Обычно испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка. При этом движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но зато более точными, меньше выражен тремор (дрожание руки). Линии, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Можно попросить малыша при выполнении этого задания закрыть глаза. Как правило, это делает результаты еще более выраженными.
  5. Если же ваш ребенок уже начал писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, левой - справа налево. С закрытыми глазами они пишут свою имя (фамилию) правой рукой как обычно, а левой - зеркально.
  6. Вырезание ножницами рисунка по контуру (вырежи геометрическую фигуру, цветок, зайчика и т. п.). Ребенок сделает это ведущей рукой.
  7. Тест «Карта с дырой». В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1 x 1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз, испытуемый рассматривает предметы. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение можно сделать на основании их совокупности.

Об амбидекстрах: выполняя тесты для определения ведущей руки, они дают самый невероятный разнобой. Часто амбидекстры (дети и взрослые) пишут правой рукой, едят левой (или наоборот), а бытовые операции выполняют попеременно обеими.

О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину. С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак - отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге. В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, возвращаются на исходное место.

В отношении мимической мускулатуры лица: она более развита и более подвижна на стороне, противоположной доминантному полушарию. Так, у правшей правая половина лица выразительнее левой. В целом у левшей - и детей, и взрослых - обычно очень живая мимика, что отмечается окружающими.

Определение ведущего уха: обычно человек, большой или маленький, предпочитает прикладывать телефонную трубку именно к нему.

Определение ведущего глаза (проба Розенбаха). Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, глаза при этом открыты. Затем попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону.

Самые распространенные МИФЫ О ЛЕВШАХ:

— считается, что левши более тревожные;
— чаще сталкиваются с эмоциональными расстройствами, чем правши;
— очень болезненные;
— страдают расстройствами сна;
— эмоционально неуравновешенные;
— неуверены в себе;
— склонные к чувству вины;
— застенчивы;
— грубоваты;
— непрактичны;
— обнаруживают более низкий уровень общего интеллекта.

Серьезное заявление, неправда ли? Такое без внимания никак нельзя оставить. На самом деле всё перечисленное МАЛО соответствует действительности. В этом можно легко убедиться, познакомившись с биографиями всемирно известных левшей. А, как известно гениальными левшами являются:

УЧЁНЫЕ Иван Павлов, Исаак Ньютон, Альберт Энштейн, Жорес Алферов.
КОМПОЗИТОРЫ Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Пол Маккартни.
ХУДОЖНИКИ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо.
ПИСАТЕЛИ Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Льюис Кэррол, Владимир Маяковский.
ПОЛКОВОДЦЫ Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.
ПРЕЗИДЕНТЫ Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин.
АКТЁРЫ Чарли Чаплин, Вупи Голдберг, Мэрилин Монро, Мила Йовович, Джулия Робертс, Кеану Ривз и др.

И этот список далеко не полный. Но то гении, скажет кто-то из родителей левшей... Тем не менее, конкретные практические исследования (а не умозрительные теории) доказывают, что:
— по основным интеллектуальным показателям левши-школьники ничем не отличаются от сверстников-правшей. А многие из них показывают гораздо более высокие результаты и уровень интеллекта.
— дети-левши гораздо чаще правшей проявляют завидное сочетание деликатности и стрессоустойчивости. А ведь при более высокой чувствительности сохранять самообладание, спокойствие и оптимизм в грубоватом и жестком, а порой откровенно жестоком «правом» мире особенно нелегко! Тем не менее, левши с этим справляются.
— левши и амбидекстры (люди, занимающее промежуточное положение между левшами и правшами) способны быстрее находить выход из «тупиковых» ситуаций, чем правши.

Выходит, быть левшой - это не есть плохо. Тем не менее, есть ряд ОСОБЕННОСТЕЙ, о которых нужно знать всем родителям, у которых растет «ребёнок-леворучка». Знание этих особенностей позволит вашему ребенку избежать множества разных проблем на своем пути в агрессивном для него «праворуком мире».

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ЛЕВША, не забывайте:

Во-первых, дети-левши сталкиваются с проблемой переучивания (что является настоящим насилием для мозга). Даже если вам повезло, и учитель (воспитатель) вашего ребенка позволяет ему писать левой рукой, все равно какие-то элементы переучивания будут непременно. Все это происходит на фоне еще непривычной учебной нагрузки. Учитывая большую эмоциональность и природную впечатлительность детей-левшей, не исключено, что нервная система маленького левши может давать некоторые сбои. Поэтому наибольший процент невротиков среди левшей именно в этой возрастной группе - 5 - 8 лет. Собственно, можно смело говорить о том, что каждый маленький левша, которого коснулось переучивание (даже если он пошел на это легко) невротизирован в той или иной степени. Наиболее часто встречающимися проявлениями невротической симптоматики у переученных левшейлевша 7-8 лет являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, дневной и ночной энурез, заикание, тики, повышенная возбудимость или наоборот вялость, заторможенность, раздражительность, укачивание в транспорте и пр. Но после 10 лет, как показывает практика, детишки-левши выправляются, успокаиваются, становятся менее утомляемыми. Им перестают сниться кошмары. Они подтягиваются в учебе и становятся «как все».

Во-вторых, в целом дети-левши сильнее на все реагируют, они более ранимы и впечатлительны, чем правши (так, маленький левша может горько плакать над проделками мультяшного героя, в то время как его сверстник-правша придет к такому же уровню сострадания к чужому горю только в зрелом возрасте). Из этого следует, что на ребенка-левшу нельзя кричать, иначе он замкнется в себе и отдалится от родителей.
рука

В-третьих, у маленьких левшей, как и у левшей-подростков, обостренное чувство справедливости.

В-четвёртых, левши наделены богатым воображением, они большие фантазеры.

Что касается общительности левшей, то здесь все очень индивидуально. Многие детки-левши весьма общительные люди, но нередко имеют свойство быстро уставать от веселья и устремляются в свое тихое уютное домашнее «гнездышко».

Подведём итоги: итак, если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Психолог Алена Москвина
29 октября 2009

Источник:  Greenmama.ru

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх