нет данных погоды

Российское кино: Итоги 2009 года

\\Александр Голубчиков

Прошел 2009 год, который смело можно назвать последним годом для нового русского кино. На отечественные 73 картины, которые, вопреки финансовому кризису, смогли найти деньги и выпустить в прокат, был потрачен 281 миллион долларов, при этом сборы составили лишь 171,7 миллиона долларов. Ситуация сравнима с 2007 годом, когда на 221,8 миллиона вложений, вернулось лишь 148 миллионов долларов США. Но тогда вера в отечественный продукт переживала период возрождения, а ныне у зрителя желания посмотреть российский фильм в кино возникает все меньше. Похоже, что надежда на новое русское кино умерла.

Столько лет все говорили о кризисе в отечественном кино, имея ввиду кризис творческий, что когда наступил кризис экономический, нашлись люди, которые этому даже обрадовались. Наконец-то прекратилась вакханалия с вдуванием бессчетных бюджетов в отечественные проекты, когда создатели фильмов брали штурмом кинозалы не уменьем, а числом, чем за недолгие годы возрождения российского кино ухитрились напрочь отбить охоту у зрителей смотреть локальный продукт. Прошедший 2009 год заставил инвесторов считать деньги, отказываться от непрофильных активов и выводить средства из заведомо убыточных производств. В результате этого сотни участников кинопроцесса остались без работы, многие кинопроекты, не успевшие начать производство до 2009 года, в итоге остались без государственного финансирования. Для тех, кто потерял работу это, несомненно, печально, но для рынка кино год оказал оздоравливающее воздействие. По крайней мере, у зрителей появилась надежда, что в грядущем году он не увидит многобюджетных фильмов ужасов, а это уже немало.

С другой стороны, год ознаменовался приходом в отечественное кинопроизводство голливудских студий, которые видят в отечественном рынке большой потенциал. Началось это еще в 2008 году, с картины «В ожидании чуда», но полноценное развитие можно было наблюдать только в 2009-м. Пока в их фильмах больше русского, чем голливудского, но не все сразу. Будет и на нашей улице праздник. Уже тот факт, что «Книга мастеров» вошла в десятку самых прибыльных проектов уходящего года, а «Каникулы строгого режима» и «Самый лучший фильм 2» окупили производство еще на этапе проката, имеет немалое значение для дальнейших шагов студий в сторону производства локального продукта.

Сразу стоит оговориться, что в наших подсчетах мы оперируем цифрами журнала «Кинобизнес сегодня», как в отношении данных по сборам, так и бюджетов. Говоря о безубыточности, мы считаем, что если фильм на этапе кинопроката собрал сумму, не менее объявленного бюджета (хотя и оставляет 50% сборов кинотеатрам и еще 15% уходит дистрибьюторам), что после продажи прав на телепоказы и DVD оставляет продюсерам шанс на возврат средство в ближайшее после проката время. Кроме того, мы не учитываем размещение в картине product placement товаров и услуг, частично покрывающее затраты на кинопроизводство). Первую же пятерку занимают фильмы, которые собрали вдвое больше своего бюджета, то есть смогли принести прибыль своим создателям еще на этапе кинопроката.

Суммарно картины, занявшие первые десять мест в рейтинге по объему кассовых сборов, обошлись создателям в 117 миллионов долларов, а принесли в копилку национального проката 135 миллионов долларов, или 78,6% от общей кассы всех российских лент, вышедших на экраны в 2009 году!

Лидером по числу ролей в самых кассовых фильмах года на этот раз стал Юрий «Гоша» Куценко (Обитаемый остров 1-2, Любовь-морковь 2, Книга мастеров). А самыми доходными вложениями оказались детища Рената Давлетьярова и Александра Котелевского («Любовь-морковь 2» собрала в пять раз больше своего бюджета, а «Юленькой» в прокате удалось наскрести сумму, сравнимую с тем, что было потрачено на производство).

Впрочем, если считать совсем честно, то из сборов нужно вычитать и долю дистрибьютора, и долю кинотеатров, и затраты на печать копий. И в этом случае в прибыли остаются только создатели двух кинолент — «Каникулы строгого режима» (FOX, 2,416 миллиона долларов), и «Любовь-морковь 2» (Каропрокат, 3,15 миллиона вернулось продюсерам с проката). И еще пять картин из тех, что потеряли менее полумиллиона долларов, отделались легким испугом — потери от их проката сопоставимы с производственным бюджетом («Последний герой», «Девственность», «Гора самоцветов 4», «Палата №6» и «Голубка»). Причем в этих цифрах не учитываются расходы на рекламу.

Стоит ли удивляться, что в первой пятерке мы видим только комедии? Пожалуй, нет. В производстве жанр недорогой, а потому окупаемость его достаточно высокая. Несмотря на свои немалые сборы, окупиться не удалось ни «Стилягам», ни «Обитаемому острову», ни «Тарасу Бульбе» (последним даже не удалось собрать сумму, эквивалентную своему раздутому бюджету (в случае с «Обитаемым островом» статистику портит второй фильм «Схватка»).

В списке картин, которым удалось в прокате набрать меньше 2% от потраченной на производство суммы, дважды встречается фамилия Романа Борисевича (он выпустил в этом году три картины, но «Волчку» повезло немногим больше других). В основном это или телевизионные мелодрамы, которые непонятно каким образом попали в кинопрокатную сетку, или фестивальное кино, для проката которого в России пока не созданы благоприятные условия.

Необходимо сказать и о тех, кто взял на себя ответственность за прокат картин в отечественных кинотеатрах. Дистрибьюторы, которые получают 15% от сборов фильма в кинотеатрах, по логике, должны обеспечить прибыль, чтобы и себя накормить, и продюсеров в накладе не оставить. Но, по опыту, получается совсем наоборот, волки-то сыты, а от овец не остается ни рожек, ни ножек.

Выпустив единственную отечественную картину, «Двадцатый век Фокс СНГ» сам заработал и «Дирекции кино» прибыль принес (оно и понятно, своя рубашка ближе к телу, ведь FOX взял на себя часть расходов на производство). То же и с BVSPR, которые выпустили три ленты. На один провал «Первой любви» пришлось два прибыльных проекта «Самый лучший фильм 2» (Comedy club production и Monumental pictures) и «Книга мастеров» (Disney), что, в итоге, позволило занять BVSPR третье место в таблице. Второе же принадлежит компании Невафильм Emotions, дистрибуционному подразделению компании «Нева фильм», занимающейся на рынке оснащением кинозалов проекционным оборудованием. Их документальный фильм «Последний герой. XX лет спустя», выпускался в залах с цифровой проекцией (а потому не было затрат на печать копий), бюджет в 50 000 долларов ушел на восстановление фильма, который был снят еще в 1992 году, но до сих пор ни разу не демонстрировался в кинотеатрах, и каждый показ был своего рода событием. Его премьеру приурочили ко дню памяти Виктора Цоя 15 августа, фильм демонстрировался в кинозалах одним сеансом и собирал полные залы. Верно говорят, лучше меньше, да лучше!

Среди тех, кто набрал в свой пакет отечественных фильмов, лидируют «Каропрокат» (12 картин, из них три — собственного производства), ЦПШ (10, из которых 4 свои), «Парадиз» (10), «Наше кино» (8, из которых 2 произведены на студиях Профит и СТВ, входящих в состав кинокомпании «Наше кино»). Ни одному из указанных дистрибуторов не удалось даже вернуть деньги, потраченные на производство собственных картин, что уж говорить о те, что были взяты на прокат. Это замечание немаловажно, поскольку сейчас только и разговоров, чтобы распределить государственные бюджеты между мейджорами, а где они – мейджоры? Какова их доля в национальном прокате?

О каком возвратном механизме может идти речь, когда они и свои родные картины донести до зрителя не в состоянии? Да и можно ли называть национальными мейджорами кого-либо из присутствующих сегодня на рынке игроков? В ситуации, когда производственными площадями и оборудованием владеют одни, а производством – другие? На рынке появляются новые дистрибьюторы, новые кинотеатры, а студий, которые бы объединили небольших игроков рынка, раздавали бы заказы, предлагали бы под производство имеющиеся в своем распоряжении площади, как не было, так и нет. Таким игроком мог бы стать сегодня киноконцерн «Мосфильм», но, как видно, руководству выгоднее сдавать в аренду павильоны и офисы для студий, а для отчета производить один фильм бюджетом в 400 000 долларов и собирать им 115,2 тысяч. Это называется не бизнес, а как-то иначе.

Для справки, в США мейджорами называют большую шестерку студий, которые в общей сложности обеспечивают 80% национального кинопроката, остальное приходится на прокат зарубежных фильмов и продукцию независимых студий.

Таблица очевидно делится на три части — в верхней части три дистрибьютора, которые остались в плюсе от выпуска российских фильмов, в нижней части компании, выпускавшие артовую продукцию, которая заведомо не предполагает прибыли, в той же нижней части списка находится компания «Панорама», работающая с детским кино, а между ними те, кто борется за звание национального мейджора. Интересная получается картина.

Вот мы и подошли к финалу. Потери продюсеров исчисляются не процентами сборов от бюджета, а в абсолютных цифрах. Из сборов вычитается половина, которую забираю кинотеатры, и еще 10-15% уходят дистрибутору. Продюсер – это последний человек в цепочке, которому достаются деньги, если они остаются, конечно. Ниже у нас есть возможность пронаблюдать, кому и сколько предстоит еще заплатить за картины собственного производства. (в таблицу включены картины, продюсерские потери по которым, после выплаты доли кинотеатров, дистрибьюторских и печати копий, но без учета затрат на рекламу, составили более 4 миллионов долларов. Поскольку фильм «Книга мастеров» был произведен и выпущен компанией Disney, мы считаем, что выплаты доли дистрибьютора не осуществлялось, поэтому потери по картине составили 3,28 миллиона долларов, в противном случае потери составили бы 4,1 миллион долларов США).

Какой из всего этого можно сделать вывод? Очевидно, чтобы зарабатывать на отечественном кино, нужно для начала построить достаточно кинотеатров, в которые бы зритель принес свои деньги, из них сколотить фонд поддержки национального кино и выделять из него деньги. Для этого необходимо снизить пошлины на проекционное оборудование, которое в нашей стране не производится, оказать поддержку компаниям, которые занимаются оборудованием кинозалов. Сейчас не идет речи о том, чтобы оснастить цифровым проектором каждый Дом Культуры или сельский клуб, но построить достаточное количество кинотеатров в каждом городе — без государственных дотаций бизнесу будет непросто.

Создатели фильмов еще на этапе написания сценария должны продумывать маркетинговую стратегию продвижения картины, прочитывать, какие рекламные ролики могут быть сняты в декорациях фильма, чтобы не приходилось после нарезать материал из того, что получилось, когда нет возможности дополнительно озвучить какие-то реплики персонажей, чтобы они хорошо звучали, вырванными из контекста. Без консультантов тут продюсерами никак не обойтись. Ну а о том, что фильм снимается сначала в голове, все остальное - это уже техника, говорить не приходится.

Владельцам производственных площадей полученные от аренды своих площадей деньги нужно тратить не на ремонт корпусов (хотя и это необходимо), а вкладывать эти деньги в кинопроизводство, тогда будет повод вернуть на экраны страны некогда прославленные логотипы «Мосфильма», «Ленфильма» и «Киностудии им. Горького». Только когда у руля киностудий будут находится не люди искусства, а бизнесмены, только тогда мы сможем говорить о возрождении отечественного кино, вместо того, чтобы слушать новости об очередном скандале в Союзе кинематографистов.

Александр Голубчиков
30 декабря 2009

Источник:  www.FilmZ.ru/

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх