Россияне не замечают кризиса, но морально к нему готовы
Российский потребительский рынок пока стабилен, утверждают эксперты. Однако, по данным опросов, россияне уже готовятся отказаться от расходов, которые не являются жизненно обязательными.
Российский потребительский рынок — один из немногих, сохраняющих стабильность, считает Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе. По данным Nielsen, пока в России структура потребительских расходов существенно не изменилась.
Как сообщают «Ведомости», российские ритейлеры и компании сферы услуг падения спроса не прогнозируют. «Мы не чувствуем никаких изменений, падения продаж не наблюдается», — уверяет представитель компании Inditex Russia (торговля одеждой) Ангелина Семенюк.
Не заметно, чтобы покупатели стали экономить на технике, вторит Илья Новохатский, пресс-секретарь сети «Эльдорадо». Продажи сети в октябре, по сравнению с сентябрем, выросли на 25%, указывает он. А, например, спрос на дорогие плоскопанельные телевизоры увеличился на 30%. Кризис даже повысил спрос на бытовую технику: часть россиян решила тратить на ее покупку свободные деньги, уверяет Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети «Техносила». Выручка компании растет от месяца к месяцу, например, прирост октября к сентябрю составит 9-12%, уверяет она.
Повлиял ли кризис на посещаемость кинотеатров, пока не ясно, говорит Сергей Некрасов, заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня». Объем киносборов сильно зависит от качества картин, идущих в прокате, поэтому пока статистика неоднородная. Как повлияет кризис на кинопрокат, станет ясно уже после праздников — вчера в прокат вышел потенциальный хит «Мадагаскар-2» и, если он принесет низкие сборы, это будет свидетельствовать о проблемах в индустрии, считает Некрасов.
Многие крупные бизнесмены не собираются отказываться и от благотворительной деятельности. Так, Фонд Михаила Прохорова не планирует урезать бюджет следующего года. «В 2009 году планируется расширение деятельности Фонда, — рассказывает соучредитель фонда, главный редактор журнала и издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. — Если раньше мы в основном работали в Красноярском крае, то сегодня выходим на федеральный уровень с такими конкурсами, как, например, «Новый театр» и «Новая роль библиотек в образовании».
Однако многие россияне, если и не стали тратить меньше, то морально уже готовы к этому. Более половины россиян опасаются, что финансовый кризис уже в ближайшие месяцы скажется на их жизни, и готовы отказаться от заграничных путешествий, походов в рестораны, покупки автомобиля и даже бытовой техники.
От отдыха за границей уже готовы отказаться четверть россиян, показывают результаты опроса исследовательской компании Synovate Russia, в котором приняли участие 1000 жителей российских городов-миллионников.
Финансовый кризис пока не затронул более половины опрошенных (56%), но 60% опасаются его влияния на жизнь в ближайшие месяцы и думают о сокращении так называемых жизненно необязательных расходов, на которые в среднем человек тратит около 20% средств.
26% респондентов готовы в первую очередь вычеркнуть из своих планов отдых за границей всей семьей, 19% — посещение кафе и ресторанов, 17% — покупку автомобиля, 11% — приобретение бытовой техники, по 10% - поездки за город на выходные и празднование Нового года вне дома.
От привычных, но дорогостоящих продуктов питания и от походов в рестораны и кафе уже отказались 9% россиян, сообщают данные опроса, проведенного в конце октября исследовательским центром портала www.superjob.ru. 8% опрошенных значительно изменили свой рацион ради экономии. Впрочем, 83% респондентов питаются так же, как и всегда, утверждая, что кризис протекает для них практически незаметно.
Источник: РЕКЛАМА-МАМА