«Шрэк навсегда»: Будь огр

\\Василиса Петрова

В четвертой серии Шрэк становится трехмерным и мучительно пытается выбраться из кризиса среднего возраста. В спокойной мирной жизни ему вдруг перестает нравиться решительно всё – и в первую очередь, как раз эта самая спокойная мирная жизнь. Жена, дети, которым вечно что-то надо, Осел, который каждый день приходит в гости, постоянные шум, гам. А он, Шрэк, ведь не может даже спокойно принять грязевую ванну! Что уж тут говорить о былом величии, когда все в округе боялись его и трепетали перед зеленым огром, а теперь выстраиваются в очередь за автографом и просят шоу ради издать этот знаменитый рык.

И вот однажды-то Шрэк и не выдерживает: оказавшись в жизненном тупике, он решает заключить сделку с одним из представителей дьявола на земле – его зовут Румпельштильскин. В четырехсерийной саге о Шрэке это новый персонаж. В сказке, где весь мир делится на героев добрых и злых, он – герой абсолютно отрицательный, делает всё то, что и должен делать герой отрицательный. Мстит Шрэку за то, что тот однажды освободил Фиону и лишил его возможности обманом заполучить Тридевятое царство, и забирает его самый первый день рождения. После того как Шрэк в сердцах подписывает договор с Румпельштильскиным, мы видим мир таким, как если бы в нем никогда не родился добрый зеленый огр.

Все прежние герои в четвертой части – на месте. Тут и Фиона, которая готовит огров к революции, к свержению тоталитарной власти Румпельштильскина. Тут и Осел, который по-прежнему поет свои нескладные песни и подрабатывает у ведьм. Тут и Кот в сапогах, который разжирел, стал «пушистиком», но делать фирменный грустный взгляд не разучился.

В четвертом фильме создатели «Шрэка» использовали все классические для современной анимации приемы комического. Везде сплошь, в основном, шуточные цитаты и аллюзии – насмешки и над современной массовой культурой, и над традиционными сказочными оборотами.

Несколько лет назад первый мультфильм про Шрэка произвел фурор на одном из главных мировых кинофестивалей – в Каннах. Зеленое чудище с добрыми глазами, которое пытается и себя найти, и свою личную жизнь устроить, быстро стало любимейшим персонажем детей и взрослых. В чем же секрет истории про Шрэка?

Наверное, в том, что после всех этих выкрутасов со смыслами, образами и цитатами остается только самое главное – смех. Смешно просто потому, что смешно. Правда, в «Шрэке навсегда» этого всё меньше, а всё больше экзистенциальных проблем, которые обнаруживает герой. Что есть смысл жизнь? А что есть счастье жизни – обман или реальность? Создатели мультфильма пытаются облегчить эти вопросы и окружают их шуткам, которых не всегда хватает. И «Шрэк навсегда» порой проваливается в скучные околофилософские размышления.

«Шрэк навсегда», скорее всего, станет последней частью мультфильма. И это, пожалуй, не так плохо. Доброе страшилище Шрэк уходит тогда, когда и должны уходить любимые герои – мы их уже хорошо знаем, они стали слишком похожи на нас, но надоесть еще не успели. А что с ним будет дальше, уже вряд ли будет таким интересным.

Василиса Петрова
21 мая 2010

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?
Актёры из культовых бандитских фильмов. Где они сейчас?

19 июня в 21:00 на телеканале ТНТ состоится телепремьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении подростков в девяностые годы. Одну из ключевых ролей в нем сыграет Виктор Сухоруков – легендарный актер, который обладает уникальной органикой и редко снимается в сериалах. Его персонаж, гиперопекающий отец и следователь, отошедший от дел, станет важной фигурой в мире Саньки Рябинина, главного героя драмеди. Сухоруков – один из любимых актеров режиссера Алексея Балабанова, который снимал его и в эстетских драмах «Счастливые дни» и «Про уродов и людей»; однако больше всего Виктор запомнился народу по роли бандита из гангстерской дилогии «Брат», и с тех пор так и ассоциируется с этим бандитским образом. В честь камбэка Сухорукова мы решили вспомнить, в каких проектах сейчас снимаются другие популярные актеры фильмов про 90-е.

Наверх