Studio 54. Символ Эры Диско

\\Анастасия Гуськова

Лайза Миннелли, Карл Лагерфельд, Джорджио Армани, Палома Пикассо, Михаил Барышников, Энди Уорхолл, Джон Ф. Кеннеди, Мик Джаггер, Элтон Джон, Сальвадор Дали, Грейс Джонс, Джек Николсон, Ив Сен-Лоран, Рудольф Нуриев, Дэвид Боуи – знаменитости ХХ века, которых объединяет не только трудный путь на вершину звездного Олимпа. В далеко не безупречных биографиях этих звезд есть один важный период, оставивший глубокий след до конца их жизни. Это время весьма ограничено географическими рамками, однако скрывает в себе безграничную свободу. Нью-Йорк, Манхэттен, ночной клуб «Студия 54» («Studio 54») - добро пожаловать в РАЙ!

26 апреля 1977 года на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея открылся эксклюзивный диско-клуб «Студия 54», ставший впоследствии самой горячей точкой Нью-Йорка. В 1943 году здание клуба принадлежало телерадиовещательной компании «Columbia Broadcasting Co». Здесь проходили многочисленные записи теле- и радиопрограмм, поэтому сотрудники компании окрестили это место «Студией 54». Многие планировали переделать это помещение в ночной клуб, однако это удалось лишь двум акулам мира развлечений Стиву Рубеллу и Яну Шрагеру. Диско-клуб изначально хотели назвать просто «Студией», но в итоге решили отдать дань прошлому и апрельским днем на Манхэттене зажглась обновленная «Студия 54».

Такой ошеломляющий успех было сложно спрогнозировать. В день открытия весь Нью-Йорк был у здания клуба. Толпу людей, пытающихся во что бы то ни стало прорваться внутрь, можно было сравнить только с неуправляемым потопом. Пять тысяч человек за ночь. Посетив «Студию 54» однажды, они возвращались туда снова и снова. Молодые и старые, черные и белые, гомосексуалисты, гетеросексуалы, бисексуалы, транссексуалы, трансвеститы, знаменитости и простые люди - было неважно.

В клубе царила театральная атмосфера из-за оставшегося антуража прошлых лет (в начале века в здании клуба размещался театр): балкончиков, подмостков и сцены. Это создавало особое ощущение и позволяло работать со световыми эффектами максимально разнообразно для достижения еще большей зрелищности шоу. На фоне этого интерьера в клубе правили свободная любовь и диско, окутанные облаком кокаина. Распыляемый с 25-метровой высоты потолка «порошок» вызывал у клиентуры ощущение преклонения перед эксклюзивностью диско-клуба и потребность посещать это место регулярно. Размеры баснословной прибыли, которую приносили посетители «Студии 54», можно лишь предполагать.

Стив Рубелл организовал правильный фейс-контроль, который дал клубу больше 50% успеха. Его политика была достаточно жестка и порой нелогична. Он лично выходил и выбирал посетителей. Внутри заведения могли отдыхать около пары десятков человек, а снаружи ожидали больше сотни посетителей. Доходило до того, что женщины предлагали свои тела, мужчины - своих женщин. Люди предлагали многотысячные взятки, их машины подъезжали на скорости вплотную к дверям клуба, пытаясь разогнать охрану. Но Стив Рубелл оставался непреклонным. Был случай - девушка разделась догола на глазах у многочисленной толпы, и ее пропустили. Однако это сработало лишь однажды. Это привлекало к стенам «Студии 54» еще больше людей. И этим он также заработал огромную популярность. У Рубелла было свое понятие «серые люди». Если он кого-то относил к категории таких людей, тем вход был запрещен навсегда. Попасть внутрь для многих стало почти духовной целью. Шер была шокирована, когда ей не разрешили войти в ночной клуб «Студия-54». «Но я же Шер!» - воскликнула она. И тут же получила ответ: «Я знаю, кто Вы». Попасть в «Студию 54» не представлялось возможным даже VIP-посетителям, имеющим на руках приглашение. Однако весь богемный Нью-Йорк был здесь.

Ежедневно в «Студии 54» их всех ждала новая программа! «Возникало чувство, что ты каждый вечер идешь в новое место, - говорит Кевин Хейли (бывшая модель, а теперь голливудский декоратор). - Для каждой вечеринки они меняли интерьер. В ночь Хеллоуин, проходя через скат в фойе и заглянув в маленькие кабинки, вы могли увидеть, как в одной из них семья карликов ест традиционный обед. Это был какой-то бесконечный непрерывный праздник. В те времена казалось, что чувства вины просто не существует. Декаданс, кокаин были чем-то позитивным. Не было никаких побочных эффектов. Или нам так казалось...»

В клубе проводили вечеринки не только для знаменитого издания «Пипл», также пиршества устраивались по случаю вручения «Оскара». Здесь отмечала свою бродвейскую премьеру Лайза Минелли. Вообще для Минелли «Студия-54» - роковое место. Именно здесь она впервые забыла слова своей любимой песни из мюзикла «Акт». По-видимому, бессонные дикие ночи в клубе вперемежку с чередой любовных утех не прошли бесследно. Уже на следующий день во время репетиции Лайза не смогла восстановить в памяти целый монолог! Многолетний ежедневный коктейль из алкоголя, кокаина и барбитуратов сделал свое дело. Через день у Лайзы Минелли поднялась высокая температура и начались конвульсии. Известной певице кабаре был поставлен страшный диагноз - тяжелейшая форма наркозависимости. В результате Лайза обратилась за помощью в знаменитую калифорнийскую клинику Бэтти Форд. Многие из ее друзей по ночному клубу «Студия 54» говорили: «Какое счастье, что мы вообще остались в живых!»

Одними из самых фееричных вечеринок в «Студии 54» считались выступления Грэйс Джонс (Grace Jones). Презентацию ее альбома «Warm Leatherette» завсегдатаи клуба помнят до сих пор! Перед организаторами стояла сложная задача - устроить нечто особенное. Грейс подняли под самый потолок и в свете прожекторов медленно опускали вниз. А во время исполнения ее песни «It's time to get down on your knees» на танцполе «Студии 54» было нечто невообразимое. В руках Грэйс Джонс была плетка. Она безжалостно хлестала ею каждого, кто находился рядом со сценой, до тех пор пока случайная «жертва» не вставала на колени.

Ян Шрагер не любил развлекаться вместе со звездами. Как правило, близкое знакомство с VIP происходило в тех случаях, когда они выступали с пожеланием организовать какую-либо вечеринку. Для Яна такие мероприятия были отличной «раскруткой» клуба. Например, на день рождения Валентино Шрагер совместно с бизнес-партнером дизайнера Джанкарло Джиаметти организовали настоящий цирк! В клубе установили круглую цирковую арену с песком. Великий Феллини пожертвовал на это мероприятие костюмы, оставшиеся после своего фильма «The Clowns». «Студия 54» тратила на свои вечеринки от 2,5 до 100 тысяч долларов!

Прошло несколько месяцев с момента открытия клуба, и о «Студии 54» можно было говорить как о самостоятельной индустрии. Логотип «Studio 54» знали во всем мире! Компания «Casablanca Records» выпустила двойной альбом, получивший название «Ночь в Studio 54». В альбом вошли композиции, регулярно звучащие на танцполе дискоклуба. Получить возможность хоть как-то соприкоснуться с диско-раем «Студии 54» хотели все. Ведь только в этом ночном клубе проходили самые лучшие вечеринки в мире! «Студия 54» до сих пор оставляет за собой право считаться иконой ночных клубов, которые когда-либо существовали на земле.

Дискоклуб «Студия 54» просуществовал всего лишь 33 месяца. 14 декабря 1978-ого года 30 агентов американской налоговой инспекции (IRS) обнаружили в клубе кокаин и большое количество пачек с долларовыми купюрами, о которых не сообщалось в налоговую инспекцию. Яна Шрагера и Стива Рубелла арестовали в тот же день. Ежедневный доход клуба был оценен в 70 тысяч долларов, и владельцы были обвинены в сокрытии двух с половиной миллионов.

В1980-м владельцы знаменитого клуба «Студия 54» были приговорены к 3,5 годам заключения. Однако в тюрьме Шрагер и Рубелл провели всего 1 год. На прощальной вечеринке Лайза Минелли исполнила свой хит «New York, New York». Прошел год после инцидента в ночном клубе, но лейбл «Studio 54» выпустил лонг-плей с записями своих самых удачных хитов. Список возглавляла песня «Le Freak».

Вместе со «Студией 54» закончилась эра диско. Наступило время MTV. «У нас в жизни был вынужденный перерыв, - говорил Ян Шрагер. - Слава Богу, что мы были вместе и смогли сохранить желание жить. Именно тогда и решили уйти в отельный бизнес. Когда мы вышли, у нас не было ни цента. Я помню, как Кельвин Кляйн предложил нам подписанный чек без суммы (ее мы должны были написать сами). Конечно же, мы оказались». «Студия 54» закрылся в 1983 году.

Когда закончилась эпоха «Студии 54», «напарники» Шрагер и Рубелл решили сменить бизнес. Они купили «Executive Hotel» на Мэдисон Авеню и, переименовав в «Morgan's», вскоре превратили его в первый нью-йоркский отель-бутик. «Morgan's» начал приносить прибыль с коэффициентом занятости 96% спустя год после открытия. По-видимому, дуэт Шрагера и Рубелла в любой области успешен!

В 1998 году Марк Кристофер снял картину о «Студии 54». Эта работа рассказывает о судьбах людей, которые вращались под звездным шаром эксклюзивного танцпола Нью-Йорка. Кристоферу было важно показать, как в считанные минуты люди падали в самые низы социальной лестницы, а многие поднимались на, казалось бы, недоступный Олимп славы и роскоши. Эта история открывает зрителю две стороны медали мира шоу-бизнеса.

Для многих людей диско-клуб «Студия 54» был не просто временным пристанищем. Здесь отмечали дни рождения, влюблялись, устраивали скандалы, напивались, отключались от наркотиков, задумывались о самоубийстве... Большинство завсегдатаев клуба в результате пополнили списки общества анонимных алкоголиков. «Студия 54» была параллельным миром для богемы того времени. Кельвин Кляйн (Celvin Klein) посещал клуб каждую свободную ночь уже в зрелой жизни. Он был постоянным клиентом, как и многие другие, вплоть до закрытия заведения. Кляйн позднее скажет: «Именно здесь я познакомился со своими лучшими друзьями: Стивом Рубеллем, Барри Диллером, Дэвидом Геффеном и Сэнди Галлином».

Анастасия Гуськова
23 мая 2008

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх