Все известные типы кузовов

Попробуйте с ходу назвать все известные вам типы кузовов. Ну, седан, универсал, пикап, фургон и этот, типа «рафик». Любители кроссвордов наверняка вспомнят термины «купе» и «ландоле», а меломаны процитируют строчки из шлягеров: «фаэтон открытый, цокают копыта» или «а я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь». При этом ни первые, ни вторые, ни составители кроссвордов, ни авторы шлягеров совершенно не представляют, как же эти кузова выглядят на самом деле. Более того, даже сами автопроизводители порой такое загнут…

Единственным оправданием им служит то, что при всем многообразии типов кузовов общепринятой классификации как не было, так и нет. Мы живем по давно устаревшему отраслевому стандарту ОСТ 37.001.267-83, составленному в 1985 году и уходящему своими корнями в далекие 20-е.

Сначала была карета

Причин путаницы с терминологией — множество. Вспомните, первые автомобили называли самобеглыми экипажами, и отличались они от карет, колясок и дрожек, главным образом, отсутствием лошадей и упряжи. Более того, поначалу «бенцы», «даймлеры», «де дионы», «пежо» принципиально отличались друг от друга именно кузовом. Во-первых, о конвейере тогда мечтали разве что продвинутые фантасты. Во-вторых, с незапамятных времен именно экипажи являлись показателями социального статуса владельца и его финансового достатка.

К тому же появление автомобиля пришлось на расцвет каретного дела. Когда автомашины стали реально конкурировать с конными экипажами, многие мастерские пополнили свой ассортимент «кароссериями для авто». А поскольку каждая уважающая себя мастерская (коих на стыке XIX и XX вв. в более или менее крупных городах было множество) считала долгом чести разработать собственный фирменный стиль, не говоря уже о помпезных наименованиях, в названия автокузовов перекочевали не только общепринятые каретные термины.

C внедрением массового производства многие названия в автомобилестроении не прижились, ассимилировались, а некоторые вроде «фиакра», «тонно» и «омнибуса» просто канули в Лету. Но путаница все же осталась. Дело в том, что часто границы между двумя, а то и тремя типами кузова существенно размыты или весьма условны. Кроме того, хаос в кузовной номенклатуре связан и с лингвистическими особенностями, историческими нюансами, спецификой отдельных рынков — иногда в одной и той же стране тип кузова может называться по-разному. Поэтому при рассмотрении отдельных типов мы будем указывать иностранные синонимы, принятые в тех странах, откуда автомобили чаще всего попадают на российский рынок.

И все же оговоримся: мы не претендуем на истину в последней инстанции, ведь сколько людей, столько и мнений. Просто хотим вам помочь разобраться в этом действительно непростом деле — кузовной классификации.

На первый — четвертый рассчитайся!

Несмотря на «вавилонское столпотворение» различных типов и видов, все они сравнительно четко классифицируются. Главных критериев четыре: число композиционных объемов, дверей и стационарных рядов сидений плюс конструкция крыши.

Чаще всего композиция современного легкового автомобиля складывается из трех основных объемов: моторного отсека, пассажирского салона и багажного отделения. Чуть реже встречаются двухобъемные кузова, у которых багажное отделение включено в объем пассажирского салона. Менее всего распространены «однообъемники», автомобили так называемой автобусной или вагонной компоновки, где моторный отсек, салон и багажник слиты в одном компообъеме.

Седан

Закрытый трехобъемный двух- или четырехдверный кузов с двумя рядами сидений.

Бессменный лидер продаж на всех рынках, включая экс-СССР. И исключая европейский, где с сим термином наибольшая путаница. По американской версии, его исторические корни уходят в Древнюю Грецию, где седаном называлась парадная разновидность паланкина — императорских носилок. Согласно европейской, этот тип кузова получил свое название в честь одноименного французского города, славившегося своими каретных дел мастерами. Сами же французы (потерпевшие под Седаном сокрушительное поражение от немцев) данным термином не пользуются, называя седаны на итальянский манер — berline (от итальянского berlina — «карета»). Окончательно все запутали обычно пунктуальные и рассудительные арийцы: в Германии все закрытые кузова и в том числе седаны огульно называют лимузинами, хотя в остальном мире этот термин обозначает четко определенный тип кузова. В некоторых странах двухдверные седаны имеют собственные названия: в Великобритании — coach, в США — tudor, в странах Западной Европы и Японии — sportsalon.

Примеры: ЗАЗ-Daewoo L-1300; ВАЗ-21099; ВАЗ-110; ГАЗ-3102 «Волга».

Двухдверные седаны: ЗАЗ-968М-05; АЗЛК-2142-44 «Дуэт»; BMW 3.

Иностранные термины: sedan; limousine D; berline F; saloon UK; fourdoоr USA, CDN; berlina ITA; werdine A, SUI; kareta PL, CZ.

Универсал

Закрытый двухобъемный трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений.

Крыша у универсала оканчивается почти отвесной задней стенкой кузова, в которой расположена так называемая нечетная дверь — открывающийся вверх люк багажника, объединенный с задним стеклом.

Авторство данного типа кузова приписывается американцам, которые, к слову, и являются основными «потребителями» таких автомобилей. Сегодня на США и Канаду приходится 60% всех продаж универсалов. Львиная доля внедорожников также имеет этот тип кузова, хотя у прародителей «джипов» был открытый кузов со складывающимся брезентовым верхом. В «хрестоматийном» универсале все пассажирские сиденья должны складываться или демонтироваться, образуя грузовую площадку внушительных размеров. Часто в багажном отсеке полноразмерных универсалов предусмотрены дополнительный ряд сидений (иногда расположенный против движения) или пара страпонтенов — откидных сидений-времянок вдоль бортов.

У ряда фирм этот тип кузова имеет собственное обозначение. Так, у Audi это Avant, у  VW — Variant, у Ford — Tournir, у Opel — Caravan, у Renault — Grandtour, у Nissan — Traveller, у Honda — Aerodeck, у Rover — Tourer.

Примеры: «Москвич-423'59»; ЗАЗ-1105 «Дана»; ВАЗ-21043; ГАЗ-31221 «Волга»; Audi A6 Avant.

Иностранные термины: station wagon USA, EU, J; kombi D, PL; break F; giardinetta и familiare ITA; shooting brake UK; estate car UK, CDN.

Хэтчбек

Закрытый двух- или трехобъемный трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений.

Линия крыши у хэтчбека ниспадает за вторым рядом сидений.

Несмотря на относительную молодость (Renault 16 — первый «официальный» хэтчбек — появился в 1964-м), это безусловный хит продаж европейского рынка и второй в мире по распространенности тип кузова. В переводе с английского hatch — люк, back — задний. Автомобиль для тех, кому не хватает багажного отсека седана, а универсал ассоциируется с грузовиком.

Все чаще появляются хэтчбеки с вертикальной задней стенкой, почти не отличающиеся от универсалов. В немецкоязычных странах они обозначаются как Schrageheck (с нем. — «шкафообразный задок»). Часто встречаются и трехобъемные хэтчбеки, в профиль не отличимые от седанов. В ряде стран они имеют собственные обозначения: stufenheeck (D, A), liftback (B, NL, UK), notchback (J, USA, AUS). На сегодняшний день уже фактически исчез непрактичный предшественник хэтчбека — фастбек, люк багажника которого не объединен с задним стеклом: ГАЗ «Победа», Ford Mustang.

Примеры: ЗАЗ-1102 «Таврия»; ВАЗ-2109; АЗЛК-2141; Иж-2125.

Stufenheck: ЗАЗ-1103 «Славута»; Skoda Oktavia; Fiat Marea.

Schrageheck: VW Golf; Fiat Punto.

Иностранные термины: hatchback UK, USA, J, Kombi D, PL; hegkleppen A, SUI, NL.

Лимузин

Закрытый трехобъемный четырехдверный кузов c двумя рядами сидений и перегородкой между ними.

Перед вторым рядом часто предусмотрена пара страпонтенов, предназначенных для охраны или прислуги.

Лимузины с тремя стационарными рядами сидений (средний ряд может располагаться против движения) также имеют собственное обозначение — pullmann.

Данный тип кузова получил свое название в честь французской провинции, славившейся в XVII-XIX веках своими роскошными экипажами. Местные каретники обслуживали едва ли не половину королевских дворов Европы. В рациональной и педантичной Германии, судя по справочнику Superschwacke, по которому мы растамаживаем иномарки, лимузинами почему-то называют вообще все трехобъемные кузова, будь то седан, купе, свингбек или собственно лимузин. В ряде стран на базе лимузинов делают универсалы на все случаи жизни: от предназначенных для ритуальных услуг hearse до ambulance — карет «cкорой помощи». Впрочем, конструктивно они мало чем отличаются от доноров.

Иногда ставят знак равенства между лимузинами и стретчами (от англ. stratch — «растягивать») — автомобилями с существенно увеличенными длиной и колесной базой. Но сам термин «стретч» информации о типе кузова не несет.

Примеры: ЗИЛ-41041; Carat Duchatlet S600; BMW L7; Cadillac De Ville President Limo; ВАЗ-21109 «Консул».

Купе

Закрытый двух- или трехобъемный кузов с одним или двумя рядами сидений и двумя боковыми дверями.

При двухобъемной композиции у купе обычно имеется нечетная поднимающаяся дверь.

Слово «купе» &mndash; производное от французского глагола couper — «отрезать». Изначально так назывались двухдверные седаны (так, итальянский синоним купе — berlinetta, уменьшительное от berlina), изготовленные на укороченной базе обычных четырехдверных. Из-за ниспадающей после кресел первого ряда крыши сиденья второго ряда почти всегда существенно уже (посадочная формула «2+2») и слишком близко придвинуты к передним. В результате сзади с комфортом могут разместиться разве что дети, собаки или ручная поклажа. Сейчас требования к этому типу кузова в значительной степени размыты: купе могут быть двухместными и иметь нечетную третью дверь. Трехдверные купе 2+2 в немецкоязычных странах именуются fleissheck, в англоязычных — swingback.

В 90-е, в ответ на всплеск популярности универсалов, из забытья всплыли «спортивно-хозяйственные» купе с почти вертикальной, как у универсалов, задней стенкой. В англоязычных странах их именуют sport wagon и station coupe. Купе с двумя боковыми окнами некоторые консервативные фирмы Великобритании и США называют 3/4 coupe и victoria coupe соответственно.

Примеры: Porsche 911; Mercedes CLK; A:Level Volga V12.

Station coupe: BMW Z3 Coupe; Volvo 480.

Иностранные термины: сoupe EU, USA, J; berlinetta ITA; grand tоurismo ITA, F, SUI.

УПВ

Закрытый однообъемный пятидверный кузов с тремя, реже двумя рядами сидений.

Как у нас их только не называют: в лучшем случае это автобусы, в худшем — «рафики». Научное определение минивэна (с анг. — «малый фургон») — «универсал повышенной вместимости». Однообъемники впервые появились в 30-е, в расцвет эпохи функционального дизайна, но, так и не завоевав популярности в секторе индивидуальных ТС, получили широкое распространение в секторе коммерческих машин. Первым УПВ можно считать Fiat Multipla, появившийся в 50-е на основе cверхпопулярной микролитражки Fiat 500 Topolino. Увы, несмотря на успех концепции, итальянцы не решились на продолжение «банкета». И к теме УПВ вернулись лишь в середине 80-х (Chrysler Voyager и Renault Espace) в ответ на желание части потребителей иметь большой семейный автомобиль. Микроавтобусы под категорию «семейный» не подпадали, а имеющиеся в начале80-х легковые автомобили не вмещали больше пяти-шести пассажиров. При разработке минивэнов за основу взяли автобусную (вагонную) компоновку — ради более рационального использования пространства в одно целое объединили пассажирский, моторный и багажный отсеки. В результате получили автомобиль, в котором вместимость микроавтобуса сочеталась с габаритами и эксплуатационными характеристиками легковой машины. Сейчас УПВ популярны не только благодаря своей практичности (вместимости и возможности трансформации внутренней планировки), но и неординарному стилю хозяина в целом.

Примеры: ВАЗ-2120 «Надежда»; Opel Zafira; Mazda MPV.

Иностранные термины: мinivan MPV E4; monospace F; people carrier CDN; people mover USA.

Крыша едет

По типу крыши все существующие кузова делятся на закрытые, полностью открывающиеся, трансформируемые и открытые.

К первым относятся кузова со стационарной жесткой крышей, не имеющей съемных панелей. Базовые закрытые кузова: седан, универсал, хэтчбек, купе, лимузин и минивэн.

Во вторую группу входят полностью открывающиеся кузова без стационарного жесткого верха, роль которого выполняет тент. К ней относятся кабриолет, фаэтон и родстэр.

Третью составляют частично открывающиеся кузова, имеющие одновременно и стационарную крышу, и складной тент либо съемные панели крыши. Сюда относятся брум, ландо, тарга и пикап.

Четверый, самый малочисленный класс — кузова без стационарного жесткого или складывающегося мягкого верха: спайдер и баркетта.

4 июня 2008

Источник:  Весь транспорт

Статьи по рубрикам

Другие статьи

Наверх